Попов Владимир Борисович

 

1982, Пенза, «ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ»

 

Основная информация

 

Имя при рождении

Попов Владимир Борисович

 

Год рождения

1948

 

Год смерти

2013

 

Страна

СССР, Россия

 

Профессии

музыкант, композитор, менеджер, продюссер

 

Инструменты

гитара

 

Жанры

рок, поп

 

 

 

 

Коллективы

«ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ», «ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ».

       

 

Легенды Пензенского рока 60-х годов. Владимир Попов.

(воспоминания Владимира "Джексона" Захарова)

 

   Володя родился в Пензе в 1948 году. Он был доброжелательным, общительным и коммуникабельным человеком. Он очень любил музыку, особенно джаз, но и к рок-н-роллу он относился положительно. У него было много пластинок и магнитофонных записей. У Владимира, если не у первого, то у одного из первых в городе к середине 1965 года появилась электрогитара «Elgita» фирмы «Musima» Германии и 30-ваттный фирменный усилитель с акустической колонкой. Он был знаком с ребятами из магазина музыкальных товаров на Неглинке в Москве и через них доставал аппаратуру и инструменты. Иногда по просьбе музыкантов города Пензы Володя помогал им доставать гитары и аппаратуру. Помогал он и группе «ИСКАТЕЛИ», с которыми был лично знаком, а иногда даже играл вместе с ними, но в состав группы не входил.

    Однажды где-то к августу 1965 на улице Московской встретились и познакомились Владимир Попов и Влад Захаров. У Влада была чешская акустическая гитара «Cremona» с одним датчиком. Решили помузицировать вместе. Погонять квадраты «бугешников», рок-н-роллов и шейки. У Володи тогда были ноты «BEATLES». И они с Владом разучили несколько песен «BEATLES» (благо, гитарные аккорды были расписаны). До конца года Влад и Володя играли вдвоём. Но к началу 1966 года их дороги разошлись и, как оказалось, временно.

 

  

   В июне Влад вошёл в состав группы «Ритм энд Блюз» вместе с Борисом Наумовым (ударные), Рафом Губайдуллиным (соло и бас гитара) и Павлом Зайдфудимом (перкуссия, вокал). Июль – ноябрь 1966 группа выступала на школьных вечерах, в Приборостроительном техникуме и кафе «Интеграл» ППИ.

   В начале декабря Влад пригласил Володю Попова послушать группу в кафе «Интеграл» ППИ. И к середине выступления Володя появился с усилителем, своей гитарой и двумя американскими микрофонами. Тут же аппаратуру подключили, и это было великолепно! Качество звучания по сравнению с кинаповским оборудованием несравнимо.  Попов присоединился к группе, и полились мелодии «BEATLES», «THE SHADOWS», «ROLLING STONES». Всё было просто великолепно. Володя предложил всем поиграть вместе. Так начиналась новая бит-группа, которая называлась «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ». Это было 5 декабря 1966 года.

 

«ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ» (фото из газеты «Молодой ленинец», 27.12.1967).

Владимир Попов, Владимир Захаров, Игорь Бунчин.

 

   Но были вопросы: где репетировать? Где будет базироваться группа? Володя решил и эти проблемы. Он просто предложил нам встретиться с одним человеком. И эта встреча состоялась 10 декабря 1966 года в кафе «Ландыш». Мужчина, на вид ему было лет  30, представился: «Вячеслав Могучев». Мы обалдели – это был режиссёр Пензенской студии телевидения. Он предложил группе участвовать в программах, играть на вечерах для работников телевидения, делать записи в Доме радио и на телевидении. Место для репетиций тоже определили – просмотровый зал на телевидении. Комната с идеальным  звукопоглощением и на малой громкости, было очень удобно репетировать. Было выделено время: три раза в неделю по 6 часов. Были ещё приобретены аппаратура и гитары. В ближайшие две недели Владу Володя привёз гитару «Elgita», себе «Eterna de luxe», и та и другая – немецкие инструменты. Рафу привёз бас-гитару, тоже фирмы «Musima», 30-ваттный усилитель и звуковую колонку той же фирмы, а Борису «премьеровский» тройник (малый барабан, хай-хэт и тарелка). Сказал: «Что когда заработаем все вместе – рассчитаемся». На том и порешили.

   Сразу же начались репетиции, подбор репертуара. Интенсивная работа до начала февраля 1967 года, и первые 10 – 12 мелодий и песен были готовы для проката. Начались выступления в кафе, клубах, школьных вечерах, на танцах, везде, где можно было заработать. Так прошёл февраль и март 1967 года. Почти половина долга перед Володей была погашена.

   Дальше Попов предложил выступить с 30 апреля по 9 мая на разовых ставках в Пензенской филармонии. Там у него тоже было связи с администратором филармонии Валерием Митрофановым. Нас прослушала комиссия и предложила по нижней тарифной сетке 4 рубля 50 копеек за выступление плюс за амортизацию костюмов и инструментов (это всё у нас было своё).

 

Январь, 1967. «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ» на репетиции.

(Владимир Попов – в центре, Владимир Захаров - справа)

 

   Но тут разразилась беда. Мама Рафа – Саида Зариповна нажаловалась декану радиотехнического факультета ППИ А.Ф.Уфельман, что студент вашего факультета, некто Влад Захаров, отвлекает Рафика от учёбы в техникуме. Влада строго предупредили. Влад дал обещание, что Раф уйдёт из группы. Так и случилось. В начале апреля 1967 года Губайдуллин покинул группу. Наумов тоже засобирался уходить. Попов упросил Бориса отыграть выступление в филармонии вместо Рафа. Временно взяли двоюродного брата Влада, Сергея Ступаря (он тогда учился в Музыкальном училище по классу контрабаса). У Рафа на один месяц одолжили бас-гитару. Вместе с группой «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ» в филармонии выступил и пианист филармонии Сергей Даливрон. Нам предложили аккомпанировать 5 – 6 песен Заслуженному артисту РСФСР Анатолию Шуватову и сыграть 3 - 4 своих музыкальных композиций (в основном из репертуара «THE SHADOWS»). На рекламном щите возле филармонии должна была быть афиша с надписью группы «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ». На афише же было написано ансамбль «БИГ-БИТ». Группа была очень разочарована. Но, тем не менее, и концерт и танцы в фойе филармонии были честно отыграны. Группа была при своих.

   А дальше срочно нужно было искать бас-гитариста и ударника, и к 15 мая 1967 года бит-группа пополнилась бас-гитаристом Игорем Бунчиным и ударником Юрием Милюковым. Володя срочно привёз из Москвы бас-гитару. Она была самопальной и была точной копией бас-гитары Пола МакКартни в виде скрипки и с очень хорошим качеством и с хорошим звуком.

 

Владимир Попов.

 

   С ударной решили просто. Борис Наумов был должен за тройник (малый барабан, хай-хэт и тарелка) половину стоимости. Милюков отдал ему половину стоимости установки, а остальное выплатил Попову в рассрочку.

   Снова нужно было начинать всё сначала. Отрабатывать репертуар, погонять его и готовить вступления. К тому же Вячеслав Могучев предложил бит-группе выступить к 1 июня с 30-минутной программой на Пензенском телевидении. Это было большое событие для группы, и она трудилась вовсю. К выступлению были отобраны и готовились три мелодии «THE SHADOWS» и среди них красивейшая мелодия «The Windjammer» («Парусник»), две мелодии Владимира Попова («Лесная речка» и «Небо»), инструментальная пьеса Влада «Ночная Пенза», песня Влада «Манящая звезда» и песня «Гренада» на слова Михаила Светлова. К выступлению Володя купил новенькую гитару «Tornado».

   15 июня состоялось выступление бит-группы «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ» на телевидении. Позже об этом и бит-группе «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ» писал корреспондент газеты «Молодой ленинец» Юрий Цинговатов (в дальнейшем президент клуба ГСИ «Данко»).

    Теперь уже о бит-группе знал не только весь город Пенза, но и область.

   Они стали очень популярными. Группа была нарасхват. К концу июня в Пензе проходили школьные выпускные балы. Бит-группа играла с 24 по 27 июня через один день по два выступления с 7 вечера до 2 часов 30 минут ночи. Был один забавный эпизод в 8-й железнодорожной школе. Отыграв вечернее выступление в одной школе, к 11-00 группа приехала в 8-ю школу. Наши помощники уже расставили и подготовили аппаратуру. Попов предложил пройти на сцену через актовый зал. С гитарами группа вошла в зал. Было очень много народа.  Нас вдруг подхватили на руки и понесли к сцене. Наш молодой восемнадцатилетний ударник Юра Милюков закричал: «Ребята, не уроните меня! Я боюсь высоты!» Не уронили. Всех донесли до сцены. Концерт прошёл великолепно. Две недели после этого марафона «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ» отдыхали, а затем всё вернулось на круги своя. Репетиции, выступления, записи.

 

 

   Всё было вроде бы благополучно, но в августе 1967 года Вячеслав Могучев уехал в Москву, на новое место работы. Его место занял Арташез Тер-Казарян. Однако, плодотворного сотрудничества с этим режиссёром у группы не получилось. Было сотрудничество только по мелочам. Это никого не устраивало. К тому же к концу сентября – началу октября внутри группы возникли разногласия по поводу репертуара между Поповым и Захаровым. Первый гнул свою линию, Влад настаивал на исполнении собственных песен. В начале октября 1967 года Влад заявил о своём уходе из группы.

   Через две недели Влад совместно с второкурсниками радиотехнического факультета ППИ Александром Казаковым, Александром Сагаем, Владимиром Поздеевым, Ефимом Цимрингом и Борисом Ерминым основал бит-группу «СВЕТЛЯКИ».

   Бит-группа «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ» ещё несколько месяцев играла втроём. Были попытки Попова обновить состав группы, даже изменить название, наметил «Везувий», но это уже другая история.

 

13.06.1968. Пенза.  Владимир Попов, Александр Макеев, Александр Чертыковцев, Юрий Милюков.

 

   Влад, как-то уже позже, спустя двадцать два года, случайно встретил на улице Арташеза Тер-Казаряна. Они поздоровались, Арташез спросил: «А говорят, вы все уезжали в Америку?» На что Влад ответил: «Арташез, мы любим Россию, и никуда мы не уезжали! Родину не выбирают! Она у нас одна!» Когда через год, уже в 1990 году Влад тоже случайно встретил Попова и рассказал об этом забавном эпизоде, Володя рассмеялся и сказал: «Ты правильно ему ответил. Я бы сказал то же самое!»

   Больше они уже никогда не встречались. Ни Арташез, ни Влад, ни Володя Попов. Владимир Попов знаковая и очень интересная и талантливая личность в Пензенском бите и роке, и его имя и фамилия достойны записи с больших букв. ВЛАДИМИР ПОПОВ. Пусть так и будет.

   Очень жаль, что не сохранилось ни одной записи бит-группы «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ». Очень жаль! 

 

1982. Группа «ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ» на фестивале «Сурская весна» в ДК им. Дзержинского. Андрей Петропавловский, Юрий Болясов, Владимир Попов, Дмитрий Паскевич.

 

Музыканты и друзья о Владимире Попове:

  

«Владимир Борисович Попов не просто с нами играл, он наш духовный ПАПА». (Дмитрий Паскевич, группа «ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ»)

 

1982, «ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ». (В.Попов-впереди. Стоят: Д.Паскевич, Ю.Болясов, А.Петропавловский)

 

   «В машиностроительном техникуме собрал из нас пацанов две группы и учил играть, прошли кучу областных и городских смотров самодеятельности. Смотрели на него, как на Бога». (Александр Шварев)

   «Сигареты СТОЛИЧНЫЕ - 40 коп, длинные волосы - ох как он курил их с наслаждением. В.ПОПОВ был своеобразным человеком. Как он играл на своём ФРАМУСЕ!» (Анатолий Кошелев)

 

   "Немного помог с инструментами гитарный фанат Володя Попов, привезя нам из Москвы в 1965 году две электронные ленинградские гитары. С нас он и начал свою противоправную по тем временам спекулятивную деятельность".  (Владимир Усейнов, группа "ИСКАТЕЛИ").

 

   «Володя Попов. Всегда немытые волосы, штаны мятые, ботинки грязные. Ходил с гитарой за 7,50 с большим красным бантом на головке. На этой гитаре он не играл. Был с неимоверными понтами, говорил: «Пока я не научился играть, как Jimi Hendrix, я не мог его понять. Потом я его понял, но тут появился Jimmy Page и я понял: пока я не научусь играть, как Джимми Пейдж, я его не пойму» (Александр Вдовин, группа «АЭЛИТА»).

 

Программа выступления «ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ на фестивале «Сурская весна – 1982». (из коллекции Ефима Цимринга)

 

   «Попов учился несколько лет на 1-ом курсе в пединституте на физико-математическом факультете (в 1967 г. поступил, и в 1978 г. закончил по специальности учитель физики); играл в самодеятельной группе с Валерой Подзолковым, позднее с Николаем Усаниным. Работал педагогом фотодела в Пензенском художественном училище с 1975 г. ещё будучи студентом 4-го курса пединститута. Он преподавал фотодело и был лаборантом. В характеристике его писали, что «...много помогает студентам в подготовке музыкальных вечеров в училище...» Его сократили (работал в ПХУ 1975-1996 преподавателем охраны труда, информатики и фотодела.

    В начале 1970-х в Пензе, случайно, оказались музыканты группы «Мондиаль» (Румыния). Самолёт из-за непогоды сел в Пензе. Они дали один концерт в драмтеатре, а сразу после завершения концерта Володя Попов вышел к ним на сцену. Его общение с ними закончилось приобретением их концертных инструментов — зеркальной копии Маккартниевской бас-гитары и 12-струнной гитары «Алко». Почти в два-три дня инструменты были перепроданы уже Поповым. Бас оказался у Шурика Курганова, а 12-струнка у Виталия Румянцева». (Сергей Леонтьев, Пензенское художественное училище).

 

Группа «ПРИЗ» и В.Попов. Иванов  Михаил, Шпинак Сергей, Попов, Валерий Князев.

 

   «Вовка Попов – это «человек не туда попал», не тут родился, вообще! Этот был полный ad libitum (по желанию), ему вообще до лампочки было: милиция, правительство. Он что хотел, то и делал, и такой был всегда. Воспитатель Шлёна (Сергей Шлёнчик), Паскевича. Один раз в ДК Кирова приехал оркестр Саульского, «Движение». Исполняли они «YES». У всех волосы дыбом встали, такой арт-рок да ещё в таком исполнении! А Вовка Попов играл «Колёса диктуют вагонные» в арт-роке. Потом он показал мне две тетрадки своих стихов.

   У него мать в посольстве в Польше работала, поэтому первый «Фрамус» у него появился, первая «Волга». Но отвязанный полностью. Это не наш человек был, а тем более 70-е годы: волосы засаленные, дранная рубашка, кроличья шапка какая-то, но дублёнка фирменная. Как бомж, но богатый. Мог сражаться, часами доказывать свою правоту. Я бы не сказал, что играл он хорошо. Просто фанат был до мозга костей». (Владимир Тарасов, группа «РГ-2»)

 

Владимир Попов (справа) и группа «SALEM».

 

 

Аудио:

Видео:

 

Ссылки:

  1. Газета "Молодой ленинец", 27.12.1967. "Звенящие струны".
  2. Газета "Мир людей", "Рок-энциклопедия". 1993. "ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ".
  3. Газета «Мир людей», 03.11.1994. «Прошло 30 лет. Аккорды не забыли?».

 

Статья подготовлена Сергеем Бахталиным на основе воспоминаний Владимира "Джексона" Захарова.

Фото: архив Сергея Леонтьева, Владимира Захарова, Рината Юсупова, интернет.