Губайдуллин Рафаил Абдуллович

   
   
   
 

Основная информация

Полное имя

Губайдуллин Рафаил Абдуллович

Дата рождения

10 августа 1950

Место рождения

Казань, СССР

Дата смерти

01 января 2017 (66 лет)

Место смерти

Пенза

Похоронен

Чемодановское кладбище

Страна

 СССР
 Россия 

Профессии

историк, музыкант, руководитель оркестра

Годы активности

19701999

   

Инструменты

бас-гитара, гитара

Жанры

поп, рок, блюз

Коллективы

·         «ЮНОСТЬ»

·         «Р + Б»

·         «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ»

·         «АВРОРА»

·         «МИРАЖ»

·         Ансамбль ресторана «Пенза»

·         Ансамбль ресторана «Волга»

·         Ансамбль ресторана «Бочка»

            Музыкальное образование: музыкальная школа (скрипка).

 

  

«Я играл ради звука». 

 

   Рафаил Губайдуллин, Раф, пожалуй, лучший из пензенских гитаристов 1960-х – 1980-х годов, так и не стал по-настоящему знаменитым в масштабах страны. Несмотря на огромный творческий потенциал, виртуозное владение гитарой, фонтан музыкальных идей и безусловные качества лидера прорваться в элиту ему так и не удалось. И этому есть всего два объяснения: неразвитость тогдашнего шоу-бизнеса и удалённое от столицы место жительства. Отсутствие какой бы то ни было селекционной работы продюсеров, да, собственно,  и отсутствие самих продюсеров, музыкальный «официоз», невозможность качественной записи своего исполнения, невообразимые трудности с приобретением инструментов и аппаратуры сужали шансы на попадание в популярную советскую группу почти до нуля. Выход на серьёзную сцену подразумевал работу в какой-либо престижной филармонии, в которых, в свою очередь, отношение к ВИА было очень настороженным, если не сказать – отрицательным. И начинающаяся в середине - конце 1960-х годов народная слава и значимость самодеятельных групп – прежде всего московских - никак не влияла на точку зрения советских руководителей культурой. А проживание не в столице и отсутствие связей с тогдашними музыкальными деятелями практически снимало вопрос о настоящей популярности. И всё же, всё же… Раф до сих пор пользуется категоричным эпитетом «лучший» в среде пензенских музыкантов, работавших с ним или просто пересекавшихся по жизни, и слушателей, хоть раз попавших на его выступление. Возможно, именно поэтому он – единственный пензенский поп-музыкант, удостоившийся создания книги о его жизни и творчестве.

   А началось всё, как и положено, с рождения. Мама, Саида Зариповна, работала учителем в школе. Папа Рафаила, Абдулла Закирович, профессиональный военный, работал в тех местах, куда направляла его партия и армия. И вот, когда Рафаил был ещё ребёнком, жизнь привела семью Губайдуллиных в Пензу, где Абдулла Закирович стал работать военпредом на заводе «Электроавтомат».

 

Родители Рафаила: Абдулла Закирович и Саида Зариповна.

 

  Конечно, надо сказать о возникновении любви к музыке у Рафаила в раннем детстве, о его учёбе в музыкальной школе, куда буквально за ручку его привела старшая сестра, Луиза, о «пробе пера», то бишь, пробе игры на различных инструментах, не только струнных, но и смычковых, но и ударных. Ну, а о ком из истинных музыкантов не скажешь этих слов? Практически каждый, прошёл этим путём.

 

 

Первые же настоящие выступления Рафаила состоялись во время его учёбы в Пензенском приборостроительном техникуме. Там он сочетал учёбу с игрой на бас-гитаре в ансамбле «Юность», так незатейливо называлась музыкальная формация техникума. Тогда же появляются мечты о создании коллектива, через творчество которого можно было бы передавать собственные идеи и чувства. Любитель всяческих необычностей и творческая натура – Раф – создал экспериментальный ансамбль, в котором, кроме него, на барабанах стучал Борис Наумов, а пел и играл на маракасах ещё один студент того же училища, Павел Зайдфудим. Называлась эта группа таинственно: «Р + Б», то ли «Раф + Борис», то ли «Ритм + бит», то ли «Ритм + блюз», каждый считал по-своему.

 

ВИА «Юность». В.Козлов-труба, В.Антонов - гитара, А.Журин - форт-но, Раф Губайдуллин - соло гитара. Вокальная группа: Раиса Храбскова, Галина Лакодина, Людмила Нестерова (фото из собрания В.Козлова)

 

  В конце зимы 1965 года случилась встреча представителей двух групп: Влад «Джексон» Захаров, гитарист и вокалист группы «ЗВЕНЯЩИЕ СТРУНЫ», и Борис Наумов случайно встретились на улице Московской. Поговорив о том, о сём, решили, что было бы здорово поэкспериментировать вместе. В революционные праздничные дни 1966 года состоялось выступление нового ансамбля в стенах техникума. Во время концерта случился официальный дебют Рафа и Владимира в качестве композиторов: наряду с тогдашними шлягерами прозвучали инструментальные пьесы Губайдуллина и песня Захарова «О, моя девочка». Всё – «на ура»!

   Спустя, примерно, месяц, произошла ещё одна важная встреча: на выступление трио в кафе «Интеграл» политехнического института пришёл знакомый парень, Владимир Попов. Он поставил группе приличную звуковую колонку, пару микрофонов и вручил Рафу гитару Elgita. Включили, и пошёл качественный звук. На предложение Попова:  «Давайте поработаем вместе» ответили согласием. Возможно, эта группа могла бы стать лидером пензенской бит-музыки, но нелады с учёбой у Рафа позволяли ему выступать с ансамблем только изредка, и, в конце концов, летом 1967 года привели к его окончательному уходу для создания собственного проекта – «АВРОРА». Вместе с ним ушёл и барабанщик группы, Борис Наумов.

 

1969. «Аврора» на телевидении.

М.Русинов, Р.Губайдуллин, А.Канифатьев, Ю.Милюков.

 

   Репетиционной площадкой «АВРОРЫ» стал ДК «Южный». Здесь же началась концертная деятельность ансамбля и работа на танцах. В репертуар «Авроры» входили в основном инструментальные произведения, хотя было и несколько песен, написанных Губайдуллиным. Несмотря на сравнительно недолгое существование, «Аврора» пользовалась огромной любовью у фанатов: и сама группа, и отдельные её исполнители становились лауреатами и дипломантами первых пензенских музыкальных конкурсов. «АВРОРА» также стала первой в городе группой, записавшей на телевидении несколько своих композиций. Но укрепившиеся желание Рафаила играть на соло-гитаре и его растущее исполнительское мастерство привели к распаду существующего ансамбля и созданию нового коллектива, ВИА «МИРАЖ», в котором Раф смог воплотить свои главные музыкальные идеи.

 

1970, январь. «Мираж» в ГСМК «Данко».

Ю.Стома, А.Сагай, Р.Губайдуллин, А.Казаков, В.Поздеев.

 

   Из старого состава, кроме, разумеется, самого Рафа, остался лишь барабанщик Юрий Милюков, остальные участники - А.Сагай, В.Поздев, А.Казаков - были приглашены из другой, популярной в Пензе группы «СВЕТЛЯКИ». На этом, правда, преобразования в составе не закончились: буквально через два – три месяца за ударную установку  ушедшего Милюкова сел Юрий Стома, а два Александра поменялись инструментами: Казаков взял в руки бас-гитару, Сагай же переключился на ритм-гитару. И это сработало! Группа начала активно выступать, записала пару песен на телевидении и моментально приобрела звание «лучшей».

   Менее чем через полгода состоялось самое яркое выступление группы: на фестивале «Серебряные струны-70» в Горьком (ныне Нижний Новгород). Исполненная там программа произвела эффект взорвавшейся бомбы, а игра Рафа Губайдуллина удостоилась похвалы многих авторитетных музыкантов и критиков не только в СССР, но и за рубежом.

 

1970, февраль. «Мираж» в Горьком. Ю.Стома, А.Сагай, Р.Губайдуллин, А.Казаков, В.Поздеев. (из собрания А.Вдовина)

 

    К сожалению, возникла и проблема, типичная для того времени: трансляция заключительного выступления группы, в которой исполнялись «западные» песни, перехваченная финским телевидением, «ушла» на публику не только в Европейские страны, но и в Канаду. Ничего не знавших об этой акции участников «МИРАЖА» по возвращению домой начали вызывать «куда следует», проводя с ними просветительские беседы и нравоучения. Выступление на пензенском конкурсе-фестивале «Весенние ритмы-70», состоявшемся буквально через несколько дней после Горького, было названо в прессе формалистическим и бессодержательным даже, несмотря на то что Р.Губайдуллин был признан лучшим гитаристом.

 

1970, лето. Группа «Мираж». Колышлей. А.Сагай, Р.Губайдуллин, А.Казаков.

 

   Группа продержалась ещё чуть более года, но публичного признания власть имущих так и не удалось добиться, а выступление на «Весенних ритмах-71» было фактически сорвано. Кончилось всё тем, что окончивших в 1971 году Политехнический институт музыкантов раскидали по всей стране: Юрий Стома был распределён в Магадан, гитариста «забрили» в армию, а руководитель и идейный вдохновитель коллектива, Рафаил Губайдуллин, принял приглашение друзей из Горького и уехал туда, фактически даже не простившись с оставшимися в Пензе друзьями. На решение Рафа повлияло, конечно, и то, что ещё в 1970 году он поступил на очное отделение исторического факультета Горьковского университета и, так или иначе, ему надо было присутствовать на занятиях, сдавать курсовые, зачёты и экзамены, в общем, вести обычную студенческую жизнь. Такая жизнь «на два города», продолжалась целых семь лет, до смерти его мамы, и окончательного возвращения в Пензу. Правда, уже в 1974 году Рафаилу пришлось перевестись на заочное отделение, уже тогда мама попросила его вернуться домой и приглядывать за ней ввиду плохого состояния здоровья.

   А что же с музыкой? Именно тогда, учась на историка, Рафаил решает связать свою жизнь с музыкой. В университете он набирает команду, назвав её, как и пензенскую, «Миражом». Группа пользовалась успехом не только в университетской среде, выступая на различных «внутренних» конкурсах, концертах и празднествах, но и в городе. На фестивале «Студенческие ритмы-76» Рафаил получил почётный диплом лучшего гитариста - время, потраченное на усовершенствование исполнительского мастерства, приносило очередные весомые плоды.

 

А как-то раз на факультет общественных профессий, руководителем которого являлся Раф, пришёл Измаил Рахимов, музыкант, возглавлявший горьковский филармонический ансамбль «Хохлома» и, посмотрев, на гитарные экзерсисы Рафаила, предложил ему подработку. В составе этой группы Раф объездил приличную часть нашей страны.

 

1976 г. В ансамбле "Хохлома".

 

    К сожалению, смерть мамы внесла коррективы во вроде бы удачно развивающуюся и перспективную музыкальную жизнь Рафаила. Он вынужден окончательно вернуться в Пензу, заняться устройством семейного быта, воспитанием сына. Прошедшие годы неизбежно и кардинально изменили музыкальную обстановку в городе, из реально значимых групп предыдущих времён не осталось ни одной, появились новые имена, новые ансамбли, новая музыка, и Рафу было нелегко вписаться в этот мир. Хорошо, что остались старые друзья – музыканты, но и они по большей части сидели на «хлебных» местах в ресторанах, где для творчества практически не было места.

    Фактически, с этого времени вся его жизнь была связана с игрой в ресторанных ансамблях. С одной стороны, такая работа помогает развивать чувство сыгранности и импровизационности, ведь играть приходится не только свой отрепетированный репертуар, но и часто малознакомые песни, заказываемые посетителями – а сыграть надо достойно, иначе останешься без дополнительного заработка, иногда превышающего зарплату. С другой стороны, упомянутое отсутствие творчества: времени на разработку идей очень мало, работа занимает 5 – 6 дней в неделю, репертуар должен быть идейно соответствующим, и на «свои» композиции должно приходиться не более 10 % от всего исполняемого.

 

1980-е. В ресторане «Волга».

 

   Первым в этом ряду оказался ресторан «Пенза», на работу в котором его пригласили старые приятели из знаменитого ансамбля «Искатели» Юрий Орлов и Владимир Усейнов. Здесь Рафаил отыграл вплоть до последнего дня работы, а затем, в конце сентября 1978 года их дороги разошлись: группу перевели в ресторан «Сура», а Рафаил перешёл в «Волгу». Потом, уже в 1990-х, возникла «Сура», затем непродолжительная работа в арт-кафе «Ландыш». Последним официальным местом работы Рафаила стал известнейший со дня его открытия в 1973 году пензенский ресторан «Бочка». Владелец ресторана как раз производил очередное переустройство его, и Рафаил, ставший руководителем новой группы, с нетерпением ожидал момента, когда можно будет приступить к работе с ансамблем, набранным им самим. Вплоть до конца 90-х годов Раф играл на этой точке.

   Эти последние годы активности Рафаила - вторую половину 1990-х годов - можно назвать и временем признания его музыкальных заслуг. В 1994 году пензенский «Мираж», собравшийся в изменённом составе специально для рок-фестиваля «Марока», произвёл на нём фурор и был признан лучшим, но это была разовая акция, хотя и подтвердившая уникальность игры Рафа Губайдуллина и добавившая ему славы. В 1996 году его пригласили в Горький (теперь уже Нижний Новгород) на специальный концерт – акцию «Легенды Нижегородского рока», где в торжественной обстановке вручили диплом «Первопроходцу нижегородского рок-движения».

 

 

Затем, в 1997 году, там же в Нижнем Новгороде, Рафаил выступил на  VIII Международном фестивале «Джаз России-97», а потом принял участие в музыкальном фестивале «Дорогие мои земляки», организованном в Пензе известным промоутером Семёном  Гольцманом.

    Последние годы жизни Рафаила Губайдуллина прошли под знаком борьбы с болезнью и мечтами о будущих выступлениях с друзьями – музыкантами. Мечты, как это не прискорбно признать, так и остались мечтами. А жизненный путь Рафа завершился утром первого дня нового 2017 года…

 


1950-08-10 – родился Рафаил (Казань).

1960 – переезд семьи Губайдуллиных в Пензу.

1965 – начало учёбы в Пензенском приборостроительном техникуме. Участие в ансамбле «Юность».

1966-07 – первое выступление в техникуме.

1967 – первые выступления в Пензе.

1967 – 1969 – ВИА «АВРОРА». Бас-гитара, руководитель.

1969 (февраль-март) – участие ВИА «АВРОРА» в фестивале «Весенние ритмы». Призы: «Лучший инструментальный ансамбль; «Лучший инструменталист» (Губайдулин). «Второе место в смотре-конкурсе ВИА».

1969 – прямой эфир ВИА «АВРОРА» на телевидении (исполнены 4 композиции).

1969-05-16 – Грамота Пензенского обкома ВЛКСМ «За большую работу по эстетическому воспитанию молодёжи в студенческом городском клубе «Данко» (ВИА «АВРОРА»).

1969 – 1973 – ВИА «МИРАЖ». Гитара, руководитель.

1970-02-27/28  - участие в фестивале «Серебряные струны-70». Горький. Премии: Лауреат и Диплом третьей степени; дипломы «Лучший соло-гитарист», «За лучшую ритм-гитару», «За лучшую композицию» («Метеоритный дождь»),  «За лучшую аранжировку» («Степь да степь кругом»).

 

    

1970 февраль. ВИА "МИРАЖ". Фестиваль в Горьком. Р.Губайдуллин, А.Казаков, В.Поздеев.

 

1970-03-01/03 – участие в фестивале «Весенние ритмы-70». Грамота «Лучший соло-гитарист».

1970 - 1974  - переезд и постоянное проживание в Горьком.

1970 - 1979  - Учёба на историческом факультете университета – до 1974 года очно, потом заочно (Горький). Общественная деятельность: руководитель факультета общественных профессий в университете.

1973 – 1975-05-07 – выступления в университетской группе «Мираж» (Горький).

1974 – возвращение в Пензу по состоянию здоровья матери. Работа на танцах в ЦПКиО им. Белинского.

1974 – 1977 – жизнь «на два города»: Пенза, Горький.

1976 – работа в филармоническом ансамбле «Хохлома» (Горький) (рук. Измаил Рахимов).

 

1976-11-16 – Диплом лауреата фестиваля «Студенческие ритмы-76» (Первое место, гитарист, Горький).

1976 - 1977 - работа музыкальным руководителем в филармоническом ансамбле "Сурские ритмы" (Пенза). Получение высшей ставки профессионального музыканта.

1977 – окончательный переезд в Пензу. Непродолжительная работа в ресторане «Сурские зори».

1977 – 1978-09-28 – работа в ресторане «Пенза».

1978-09-29 - 1990 – работа в ресторане «Волга» (по трудовой книжке с 1976 по 1990).

 

Ансамбль ресторана «Волга».

А.Курганов, В.Удинский, Р.Губайдуллин,  В.Варфоломеев, В.Киричук.

 

1983-04 – участие в фестивале-конкурсе «Сурская весна-83». Диплом «За лучшее владение инструментом» (соло-гитара).

1992 – 1994 – работа в ресторане «Сура».

1994 – 1995 – работа в арт-клубе «Ландыш» (Пенза).

1994-11-05 – участие в фестивале «Марока». Группа «МИРАЖ».

1996-12-21 – участие в акции «Легенды Нижегородского рока» (Нижний-Новгород). Диплом «Первопроходцу нижегородского рок-движения».

1997-04-17/19 – участие в VIII Международном фестивале «Джаз России-97» (Нижний-Новгород).

 

1997-06-12 – участие в музыкальном фестивале «Дорогие мои земляки» (Пенза, стадион «Труд»).

1998 – 1999 - работа в ресторане «Бочка» (руководитель ансамбля).

2001-01-07 – инфаркт.

2017-01-01 – смерть.

2017-12-08 – вечер памяти Р.А.Губайдуллина, ДК им. Ф. Э. Дзержинского (Пенза).

 

08.12.2017. Друзья и коллеги Рафа Губайдуллина.

Сидят: ?, В.Григорьев, А.Сагай, В.Усейнов. Стоят: А.Терещенко, ?, К.Величко, В.Черницов, А.Ерасов, В.Турков, Е. Цимринг, В.Абдулов, А.Казаков, А.Канифатьев, А.Забродин, Ю.Лехин.

 

 

Друзья о Рафаиле:

- Мы были еще мальчишками, а он уже был звездой, он был Рафом. У него была особенная аура. Он давал профессиональный толчок. Устанавливал планку и требовал. (Михаил Русинов, ВИА «Аврора»).

-  Раф был уникальным музыкантом, мультиинструменталистом. Может быть, потому, что он начинал играть на скрипке, у него была особенная постановка, манера исполнения и техника игры. (Павел Зайдфудим, ВИА «Р+Б»).

-  Звукоизвлечение у него было не совсем стандартное. Он легко копировал гитаристов без всяких проблем, плюс, у него фантазия своя была. Единственное, что раздражало Рафа, то, что некоторым из нас не удавалось дотянуться до совершенства, и время на репетициях приходилось тратить на дополнительные занятия с инструментом.

    Съездили на фестиваль «Серебряные струны-70» в Горький. До «Миража» играли никчемные группы. Перед первым номером я попросил Рафа играть вступление дольше обычного, чтобы публика «вошла» в выступление. «Степь да степь кругом» играли 9 минут! В конце номера раздались овации и крики.  (Александр Казаков. ВИА «Мираж». «Воспоминания»).

- Однажды, веной 1968 года, он пригласил меня на репетицию своего ВИА «Аврора»… Репетиция оказалась нелёгкой. Раф всё время делал жёсткие замечания всему коллективу, который старался их выполнять. Длилось это около двух часов. И так почти каждый день. Когда я спросил, к чему такие интенсивные репетиции, он ответил: скоро узнаешь. Оказалось, что Раф готовил премьеру выступления ВИА «Аврора» на конкурсе джазовых оркестров, который проходил в Драмтеатре в марте 1969 года. (Ю.Лехин. ВИА «Аэлита». «Как всё это было», глава 8).

- Даже спустя 50 лет, когда я слушаю их выступление на фестивале в Горьком, записанное на батарейную «Орбиту-2» через микрофон МД-47 в вытянутой руке, с треском и шумом публики, дух захватывает от гитарных ходов Рафа! (Александр Вдовин, ВИА «Аэлита»).

 

Избранные аудиозаписи:

  1. «Никогда не бывать смертям» (фрагмент песни, соло Рафа) – 1970, фестиваль в Горьком.
  2. «Crossroads» (L.Johnson) – 1994, фестиваль «Марока» (Пенза).
  3. «Степь да степь кругом» – 1970, фестиваль в Горьком.
  4. I Saw Her Standing There - 1976 г.
  5. She Came In Through The Bathroom Window - 1976 г.
  6. Rock Around The Clock - 1976 г (фрагмент).
  7. VI Международный джазовый фестиваль в Нижнем Новгороде- апрель, 1997. "Strange Brew" (Eric Clapton). "If Only" (Jeff Christie). "She came in through the bathroom window" (Beatles). "Get Back" (Beatles).
  8. Гимн Нижнему Новгороду.

 

Видео:

21.05.1997 - Пензенское телевидение.

 

 

Ссылки:

  1. Зайдфудим П.Х. «РАФ». Пенза, 2017.
  2. Газета «Молодой ленинец». 03.12.1968. «Пятеро и "Ионика».
  3. Газета «Ленинская смена» (Нижний Новгород/Горький). 28.02.1970. «Фестиваль открыт!».
  4. Газета «Ленинская смена» (Нижний Новгород/Горький). 04.03.1970. «Не подражание, а творчество».
  5. Газета «Молодой ленинец». 03.05.1970, № 28. «На фестивале».
  6. Журнал «Melodie» (ЧССР). 04.1972. «Stribrne struny 1971».
  7. Газета «Горьковский университет» (Нижний Новгород/Горький). 29.04.1975. ««Девять вечеров в актовом зале».
  8. Газета «Горьковский университет» (Нижний Новгород/Горький). 27.06.1975. «Итоги смотра художественной самодеятельности».
  9. Газета «Горьковский университет» (Нижний Новгород/Горький). 30.11.1976. «Студенческие ритмы-76».
  10. Газета «Молодой ленинец». 03.11.1985. «Прошло 30 лет. Аккорды не забыли?».
  11. Газета «Молодой ленинец». 10.11.1994, №45. «Фестиваль "Марока": жалко, что маятник, а не вечный двигатель...».
  12. Газета «Доброе утро» (Пенза). 18/20.11.1994. «Деды» и «внуки».
  13. Газета «Пензенская правда». 26.11.1994. «Если заиграли рок, не сидите, как сурок».
  14. Газета «Пензенская правда». 05.01.1995. «Спасибо газете, что она нас помнит». 
  15. Газета "Нижегородский рабочий". "Легенды о нижегородском роке живы". 20.12.1996.
  16. Газета «Мир людей», 18-06-1997. «Дорогие мои земляки».
  17. Газета «Молодой ленинец», 18.03.2003, № 12. «Живая легенда пензенского блюза».
  18. Газета «Молодой ленинец», 27.02.2007, № 9. «В городе пел Ян Гиллан?».
  19. Русинова Ксения. «Пензенский рок. Начало». 01.01.2011.
  20. Газета «Пенза татарлары». 01.2017, № 1. «Атаклы гитарист-виртуоз Раф Губайдуллин вафат»
  21. Газета «Молодой ленинец». 10.01.2017. Вержбовский В. «Ушёл из жизни легендарный Раф Губайдуллин».
  22. Вержбовский В., Марченко Г. «О пензенском музыканте писали "Биллборд" и "Роллинг Стоун"». Пенза ТВ, 11.01.2017.
  23. Газета "Молодой ленинец", 14.02.2017. Вержбовский В. «Пенза, даёшь диск в память о гениальном гитаристе!».
  24. Вержбовский В. «Уникально-талантливый гитарист из Пензы». ???, 14.02.2017.
  25. А.Маликов. "Путешествие в стиле ROCK. По волнам нашей памяти". 06.2017.
  26. Зайдфудим П., Канифатьев А., Усейнов В. «Раф Губайдуллин — для многих пензяков само имя звучит как музыка». 13.10.2017.
  27. Радио "Серебряный дождь (Пенза). "Персона на дожде". 06.12.2017.
  28. «В Пензе прошел вечер памяти Рафа Губайдуллина». 11.12.2017.
  29. «В Пензе друзья устроили вечер памяти Рафа Губайдуллина». 12.12.2017.
  30. Казаков А. «Воспоминания. Фрагменты». 2019.
  31. Лехин Ю. «Как всё это было». 2019. Главы 2, 8, 9.
  32. Газета "Пензенская правда", 11.08.2020. "Баллада о любви".

 

     

Памятник на могиле Р.А.Губайдуллина. Лицевая и обратная стороны.

 

Текст подготовлен Сергеем Бахталиным на основе книги П.Зайдфудима «РАФ», воспоминаний жены Рафаила – Галины, воспоминаний друзей.

Фотографии: из архива Галины Губайдуллиной и друзей Рафаила.