РГ-2

Июнь, 1993. Пенза, День города. У ресторана «Пенза».

Н.Данькин, В.Гаврилов, В.Тарасов, С.Шпильков, Р.Маскаев.

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Жанры

Хард- рок

Годы

1990 - 1997

Страна

СССР

Город

Пенза

Откуда

Пенза

Язык песен

английский, русский

   

 

 

 

Участники

 

 

 

Маскаев Рифат – гитара, музыка

Тарасов Владимир – ударные

Данькин Николай – бас-гитара

Гаврилов Владимир – клавишные

Шпильков Сергей – вокал

Климов Сергей – вокал

Лойко Сергей - бас-гитара

Королёв Сергей – клавишные

Капленко Сергей – тексты, продюсер

 

 

Другие
проекты

«ЧОН» (Р.Маскаев, В.Тарасов, Н.Данькин, В.Гаврилов), «THE GREYHOUND BLUES» (Р.Маскаев, С.Лойко), «IRON CAPUT» (В.Гаврилов, С.Шпильков), «КАНОН» (В.Гаврилов), «ДВИЖЕНИЕ» (С.Климов), «ВАГАНТЫ» (С.Королёв), «ЧАРДАШ» (С.Тарасов), «ЛАБИРИНТ» (В.Тарасов), «(АС)2» (В.Тарасов), «ФОТО» (С.Тарасов), «ГУД» (С.Шпильков), «СОТВОРЕНИЕ» (С.Шпильков), «ЗОРЕНЬКА» -оркестр хореографического ансамбля (Р.Маскаев).

 

 

    «РГ-2» уникальная группа. С одной стороны – классический хард-рок, подразумевающий исполнение нетленок Deep Purple и других аналогичных суперкоманд. С другой стороны, в репертуаре только свои композиции, исполняемые, конечно, по всем законам жанра, но никогда никаких каверов. Возможно, потому что ключевые фигуры группы к моменту её появления на пензенской сцене обладали огромным опытом игры в самых разных коллективах и уже давно хотели выплеснуть на публику своё, пережитое и прочувствованное до мельчайших нюансов. А хард-рок – это дань своей молодости, стиль, вошедший в плоть и кровь каждого из них. И это удалось. Каждый концерт «РГ-2» становился знаковым событием в жизни меломанов, собирались толпы почитателей их песен, сопровождая исполнение радостными криками и одобряющим свистом, а отмена выступления – было и такое - влекла за собой сумрачную тоску и недовольство.

Рифат Маскаев: «Как началось? Кажется, мы с Вовой (Тарасовым) скорешились и от нас пошло».

Владимир Тарасов: После Афгана в Пензе была такая группа «ЧАСТЬ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ», там был единственный афганец, Игорь (Николаев). Он пел, сочинял. Они базировались в подвале на Театральном проезде, где был первый Афганский клуб. Их спонсировали, и они получили хорошую аппаратуру, клавиши, барабаны, гитары. Коля (Данькин), басист, был у них оператором. Рифат (Маскаев) играл на гитаре, Серёжа Струков на клавишах, Генка Миронов, рыжий такой,  на барабанах и кто-то ещё. И Игорёк, соответственно.   

 

Ахуны. Николай Данькин и Рифат Маскаев.

 

   Потом Генка уходит и Рифат говорит: «Вовка, пойдём, заменишь Генку». Я – «ну давай». Вот так мы познакомились с Колькой, Рифата-то я знал уже. А потом Рифат говорит: «Может попробуем свой проект сделать?» И мы втроём начали: Рифат, я и Колька. Там же. Потом Володя Гаврилов присоединился. Хотя клавиши нам были не нужны, нам был нужен аккомпанемент. А Гаврилов и не «поливал», но он много слушал, хорошо знал музыку и как играть. Ну а основная музыка держалась: гитара, бас, вокал. Гаврилов предложил вокалиста, говорит: «Вон есть такой Шпильков в Чемодановке, в курятнике работает». Притащили его, говорим, «ну спой что-нибудь». Он завопил, глотка, конечно, лужённая. Чистенько всё!»

   Только с приходом Гаврилова и Шпилькова  в состав группы начался полноценный «РГ-2». Но было и «но». Произношение Сергея, как и многих других исполнителей англоязычных песен, оставляло желать лучшего. Да и то, правда, в каких – таких замечательных школах могут поставить правильное произношение далеко не простых английских слов и звуков? И это проблема остаётся главной для тех, кто хочет выйти на «импортного» слушателя.

 

Ахуны. Николай Данькин и Владимир Тарасов.

 

Владимир Тарасов / Рифат Маскаев: «Тут как раз Капленко пришёл, он с Володей Гавриловым, нашим клавишником, был  в очень хороших отношениях. Сергей был человек творческий, очень грамотный, окончил иняз, писал тексты. И когда пришёл к нам на репетицию, мы все вещи делали авторские, не какие-то кавера, у нас всё было своё, наше. И вот мы репетируем в зале, а он слушает и потом говорит: «Ребята, вы как хотите, но здесь русский текст не катит. И сразу начал писать английские смысловые тексты. Потом послушал произношение Шпилькова и стал брать Серёжу, привозить его к себе домой, сажать за стол, и заниматься его произношением.

    А когда случился фестиваль в Доме пионеров («Пламя Парижа-2»), он говорит: «Пора вылезать, я всё устрою». Мы: «А как назовёмся?» «РГ-2». «А что это такое?» «Ручная граната 2. Но никто не знает, что это ручная граната».

    И рассказывает про фестиваль: «Я пришёл с записями, ставлю их, а устроитель – парень лет 30 – говорит: «Это не вы, это какой-то другой коллектив, не может быть, чтобы это были вы». Капленко говорит: «Да мы это. И выступаем мы вне конкурса».

   И когда он договорился, мы приехали, привезли свой аппарат и пульт, который был под замком, и где всё было настроено уже. Только вокалиста в общий пульт включали. Едва мы сыграли пару вещей, как все начали подходить: «А можно мы на вашем аппарате сыграем?»

   Это был первый большой концерт. С него и начался взлёт и слава «РГ-2».

 

Р.Маскаев, В.Тарасов,В. Гаврилов, Н.Данькин.

 

   Год спустя, в июне 1993 состоялся концерт в Арбеково, на котором выступили несколько известных пензенских и одна тамбовская группа. Играли на сцене, составленной из прицепов. Собралось около 3 тысяч зрителей! Молодёжь, понятно, визжала и орала. «РГ-2» была главной изюминкой вечера.

   Но не концертами одними жила группа. Несколькими месяцами ранее появилась идея выпуска альбома и небольшого видеофильма, основанного на песнях «РГ-2» и связанных единой темой. Так появилась запись под названием «Жёлтый дьявол», подразумевающая зло, связанное с деньгами.

Рифат Маскаев / Владимир Тарасов: «Клип снимали у меня дома, а запись альбома «ЖЕЛТЫЙ ДЬЯВОЛ», была сделана на лыжной базе в Сельхозинституте, где Владимир Тарасов работал в студенческом клубе руководителем ВИА. Режиссёром и оператором всех клипов стал Анатолий Миронов, который вёл детскую фото - видео студию в отделе культуры.  А сам «Жёлтый дьявол» есть в клипе, где он из погреба вылезает. Вокалист, Серёжка, крышку открывает, закрывает».

    В видео снялись не только музыканты, но и их невесты, и даже сосед Рифата с собачкой, появляющейся время от времени по ходу действа.

   Теперь, поскольку у группы появился материал для демонстрации его продюсерам, глупо было бы держать его в дальнем ящике.

Владимир Тарасов: «…тогда в Питере на каком-то радио была программа про хард-рок, и они в Швецию отбирали записи групп из русских. У нас Коля (Данькин) поехал туда, отдал запись. Они пообещали послушать и перезвонить. И был звонок: «Всё в порядке». И называют команды: Коля Кильдеев (он тогда только начинал с «Моральным кодексом»), какая-то питерская команда, по-моему «Пикник», мы и ещё кто-то из Сибири. Только дело начало организовываться, а тут эта стрельба по Белому дому. На этом всё и закончилось».

   Примерно в это же время в «РГ-2» случились перемены в составе: Зимой 1993 ушёл Данькин – семья требовала регулярных денежных поступлений, бас-гитару взял Сергей Лойко, вокалистом стал Сергей Климов, по словам Рифата Маскаев «…шикарный гитарист, а вокал - чисто Ковердейл!». На очередном фестивале, «Мароке» за клавиши встал ещё один Сергей - Королёв.

 

Рифат Маскаев, Сергей Климов, Сергей Лойко, Владимир Тарасов (стоит)

 

Владимир Тарасов: «На этом фестивале в Доме пионеров мы уже никуда не стремились попасть, равным нам не было. Последнее время с нами играл Королёв, пел Климов а на басу должен был играть Серёжа Лойко из Заречного. Но он сломал ногу, а Коля Данькин – старый басист – пришёл на концерт. Программу он знал…»

    В рецензии на фестиваль в газете Молодой ленинец», написали: «…на «сладкое» были «РГ-2».

  В 1987 году «РГ-2» с успехом принимает участие в большом рок-фестивале, проходившем в Тамбове. Выступали предпоследними, прямо перед группой «Мастер».

Владимир Тарасов: «А последний концерт был в 1997 году. Басист из «ТРЕКА» Серёжка Глазков решил организовать рок-клуб на базе Дома офицеров. И мы сделали программу и дали концерт в зале на втором этаже. Поставили сцену, привезли аппарат, долго отстраивались. Пришли многие музыканты, Раф (Губайдуллин) и другие. Вот там мы дали первый (для рок-клуба) концерт».

 

Владимир Тарасов на репетиционной базе в Ахунах.

 

   Но, ничто не вечно, вот и у «РГ-2» заканчивался жизненный цикл, музыканты с новыми идеями стремились к новым вершинам, а кого-то неумолимо затягивала проза обыденной жизни…

Рифат Маскаев: «Практически закончилось всё в 1997 году, тогда репетировали в 5-й музыкальной школе на автовокзале. Развалились, потому что ко мне гармошечник пришёл, Олежка Величко (он сейчас в Москве), и я его стал приобщать, хотел, чтобы группа перешла в другое качество: можно было сделать и рок и блюз. А Тарасов и Климов не пошли на это, у них было своё видение группы. И я под Олега сделал коллектив «THE GREYHOUND BLUES». Хороший коллектив, они все потом уехали в Москву».

Владимир Тарасов добавляет: «…мы тогда клипы писали, потом ездили в Москву, продавали. Сергей Потёмин позвонил Пенкину, чтобы помог нам, и мы приехали с Данькиным. Встретились в ККЗ «Россия», во дворе. Отдали ему кассету. А он подумал, что мы к нему просимся, говорит: «К сожалению, взять вас не могу, давайте я вам дам телефон радио». Мы поехали туда, нас спрашивают «какой формат?» Мы рассказали, и нам говорят «нет, это не формат» (тогда популярен был «Ласковый май»). Я ещё позвонил Куликову Жене, спрашиваю: «Что там со студией?» Он говорит, «Ой, это вам надо миллиона 3 – 4, чтобы записать хотя бы одну вещь». И мы уехали назад…»

   К счастью, участники «РГ-2» не бросили музыку, поэтому вплоть до сегодняшнего дня мы можем услышать их игру в различных составах пензенских групп, а Владимир Тарасов ещё и преподаёт игру на ударных в музыкальной школе.

 

В.Тарасов, В.Гаврилов, Н.Данькин, С.Шпильков, Р.Маскаев.

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

1991 – первое выступление, ПКиО «Комсомольский» (баскетбольный зал) (Пенза).         

1992-05-06 - выступление на фестивале «Пламя Парижа-2», Дом пионеров (Пенза).

1992-11/12 – съёмки трёх клипов из альбома «Жёлтый дьявол» (оператор Анатолий Миронов).

1993-04-10 – концерт памяти Александра Белякова, ДК «Заря» (Пенза).

1993-06-06 – выступление на Дне города (Пенза).

1993-06-27 – выступление на ночном концерте около вещевого рынка в Арбеково.

1994-11-05 – выступление на рок-фестивале «Марока», Дом пионеров (Пенза).

05.11.1994. Рифат Маскаев на фестивале «Марока».

 

1995-04-29/30 – фестиваль рок-клуба. К/т «Салют» (Пенза).

1996 – концерт в ДК им. Кирова (Пенза).

1997, лето – выступление на рок-фестивале в Тамбове.

1997 – концерт в рок-клубе, ДК Офицеров (Пенза). Последний концерт группы.

 

Аудио:

  1. Sad Soul 3:37
  2. Полёт 3:35
  3. Riding With You 4:05
  4. Rock-n-Roll 2:35
  5. Yellow Demon 3:17
  6. Великая Русь  4:05
  7. Инструментал 2:49
  8. I Got Loose 2:54
  9. Power 3:24

 

  1. Полёт (перезапись) 3:21

 

Видео:

  1. Yellow Demon 10:33
  2. Концерт, 1996, ДК Кирова 23:20    

Тексты: Сергей Капленко, музыка и аранжировка Рифат Маскаев, Владимир Тарасов.

 

Ссылки:
  1. Газета «Молодой ленинец», 07-13.06.1992. «Публичное сожжение Парижа на кресте».
  2. Газета «Мир людей», 09-16/01-1993. «Новости».
  3. Газета «Мир людей», 21-27/02-1993. «Новости» (упоминание).
  4. Газета «Мир людей», 21-27/03-1993. «Железный привкус, или "совок" по-пензенски» (упоминание).
  5. Газета «Мир людей», 21-27/03-1993. «Новости».
  6. Газета «Мир людей», 18-24.04-1993. «Памяти друзей».
  7. Газета «Мир людей», 20-26/06-1993. «Новости».
  8. Газета «Мир людей», 10-11-1994. «Фестиваль "Марока": жалко, что маятник, а не вечный двигатель...»
  9. Газета «Мир людей», 27-04-1995. «Май. Аэроплан. Рок.».
 

Статья подготовлена Сергеем Бахталиным на основе воспоминаний Рифата Маскаева, Владимира Тарасова, Владимира Гаврилова.

Фото: архив Рифата Маскаева, Владимира Тарасова, Владимира Гаврилова.