ЧАРДАШ

(вокально-инструментальный ансамбль треста «Жилстрой»)

 

 1977. Пенза. Открытие кинотеатра "Современник".

 Первый состав: Александр Шмелёв, Семён Гольцман, Вячеслав Школьник (ведущий), Владимир Ермоленко, Виктор Чумаков, Игорь Пискунов, Геннадий Портретов, Олег Кузнецов, Алексей Мочалов.

(Фото: архив В.Школьника).

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Жанры

вокально-инструментальный ансамбль

Годы

1977 – 1985

Страна

Россия

Город

Пенза

Откуда

Пенза

Язык песен

русский, венгерский, болгарский, английский, украинский и др.

 

 

 Участники разных лет и составов

 

Семён Гольцман – кларнет, духовые. Руководитель.

Юрий Трубиньш - клавишные

Александр Кальман - саксофон-баритон, тромбон, флейта

Геннадий Портретов – вокал

Алексей Мочалов – клавишные, вокал

Олег Кузнецов – гитара

Игорь Пискунов – ударные

Виктор Чумаков – бас-гитара

Владимир Ермоленко – скрипка

Александр Шмелёв – альт-саксофон

Ольга Берсенёва - вокал

Анатолий Луконин - вокал

Константин Величко – клавишные

Александр Поршнёв - труба

Александр Терещенко - труба

Александр Казаков - бас-гитара

Владимир Перетрухин – ударные

Серафим Макаров – вокал

Клавдия Бердина - вокал

Ольга Салмина - вокал

Ольга Кохова - вокал

Наталья Анчихрова - вокал

Светлана Королёва - вокал

Сергей Щербань – гитара, вокал

Наталья Адаменко – вокал

Елена Шанина - вокал

Галина Шанина – вокал

Евгений Гуляев – скрипка

Константин Абоимов – скрипка

Павел Шнейдерман – виолончель

Иштван Богаш – вокал

Андрей Юматов – гитара

Александр Беляков – бас-гитара

Артур Саруханов - вокал

Владимир Тарасов - ударные

 

 

 

    ВИА «Чардаш» - один из трёх музыкальных проектов, которыми в конце 1970-х годов Семён Гольцман занимался одновременно. Параллельно с «Чардашем», ставшим проектом «для души», существовал очень сильный коллектив, играющий по вечерам в ресторане железнодорожного вокзала «Пенза-1». А ещё была подработка оркестра Дворца бракосочетания. Понятно, что часть действующих музыкантов стала участниками всех трёх коллективов.

   «Но этот переходный период от «Алых Шевронов» к «Чардашу» был связан и с кинотеатром «Современник». Кинотеатр только открылся, и я договорился с Екатериной Петровной Баранчеевой, которая тогда была его директором, и мы выступали перед сеансами: сидит публика в зале, а мы на сцене, прямо в большом зале перед экраном играли минут 20 – 30. Мы «Регенты» брали из ресторана на Пензе-1 и тащили в «Современник», чтобы там заниматься. А потом мы нашли очень солидную базу в тресте «Жилстрой».

   Строительный трест «Жилстрой» в эти годы был флагманом пензенского строительства, практически всё жильё в городе от Арбеково до Терновки было построено этой организацией. Возглавлял трест «Заслуженный строитель Российской Федерации Валентин Михайлович Журавлёв. И конечно, такие крупные предприятия стремились иметь в своём составе сильных спортсменов и сильную художественную самодеятельность.

   «В «Жилстрой» попали совершенно случайно. Тогда самодеятельность котировались ЗИФ, Часовой завод, то есть, на сильных предприятиях. А трест «Жилстрой» был крупнейшим строительным предприятием. И поскольку у нас ребят было много, надо было их всех устроить. Я там был художественным руководителем, директором клуба. Костя Абоимов с Александром  Кальманом написали об этом  такую песню:

От Москвы до Бреста нет такого треста

Как у нас есть в Пензе трест «Жилстрой».

Двадцать музыкантов, признанных талантов,

Вам споют, сыграют всей душой.

Слесарь Юрий Трубиньш, плотник Абоимов

И сантехник Кальман Александр.

Столяр Сеня Гольцман, Казаков – жестянщик,

Ночной сторож Паша Шнейдерман. 

Будущее наше с каждым днём всё краше,

Коллектив наш, в общем, не плохой.

Где мы жить не будем, мы не позабудем

Дом родной, кормилец, трест «Жилстрой».

 

 1980. Пенза. Семён Гольцман, Андрей Юматов.

 

   Любопытна история названия ВИА «ЧАРДАШ». Появившись в Венгрии, танец чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам и регионам. А в нашем ВИА, как и сейчас в оркестре, которым руководит Семён Романович Гольцман, «Симон оркестре», всегда играли музыканты самых разных национальностей.

   «Почему «Чардаш»?  По многим причинам. В коллективе было 7 национальностей: серб, венгр, русский, украинец и т.д. Мы даже пели венгерскую песню о садовнике: что если я погибну, то в раю стану садовником и буду выращивать цветы. Тогда Пенза была побратимом с Бекешчабой, так что интернациональная тема меня всё время ведёт».

   ВИА «ЧАРДАШ» выступал не только на мероприятиях, проводившихся трестом, но также участвовал в нескольких ежегодно проводившихся конкурсах-фестивалях «Сурская весна», на которых неизменно завоёвывал места среди победителей, в 1979 году – стал победителем. А в пик своего расцвета, в 1979 году съездил и в Горький, где выступил на фестивале «Нижегородская музыкальная весна», откуда вернулся лауреатом. Естественно, что руководство строительного треста с радостью принимало успехи своего коллектива.

    «В 1979 году исполнилось 20 лет тресту «Жилстрой», это событие проводилось в ДК им. 40-летия Октября. К тому времени мне удалось подготовить в тресте коллективы самодеятельности. Туда пришли Володя Морозов, у него были ансамбли «Радость» и «Дюймовочка», ансамбль «Балалайка» (Саша Маляров), академический хор, цирковой коллектив. После нашего выступления на празднике, к нам  пришёл восторженный Журавлёв с приехавшим из Москвы замминистра строительства, который сказал: «Давай выстроим нашим артистам Дворец культуры».

  Жаль, что эта идея так и не воплотилась окончательно, дело закончилось строительством «нулевого» цикла, а затем на этом месте было построено совсем другое здание.

   Сам «ЧАРДАШ» распался в середине 1980-х. По всей стране началось ужесточение правил жизни и труда, на предприятиях начались проверки реально работающих с выявлением «подснежников», в число которых входил практически весь состав ВИА. Пришлось увольняться и искать другие места работы. Этим всё и закончилось.

 

 

 

1979 год. Фестиваль-конкурс «Сурская весна-79».

Г.Шанина, Е.Шанина, Ю.Трубиньш (рояль), Н.Адаменко, В.Ермоленко, К.Абоимов, Е.Гуляев, С.Макаров, П.Шнейдерман (сидит сзади), С.Щербань, В.Перетрухин, Г.Портретов, А.Казаков, С.Гольцман, А.Терещенко, А.Поршнёв.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

1979-04 – выступление на фестивале «Сурская весна-79». Лауреат. Первое место

1979-05 - выступление на фестивале «Нижегородская музыкальная весна». Диплом третьей степени.

1980-04 – выступление на фестивале «Сурская весна-80». Лауреат.

1981-04 – выступление на фестивале «Сурская весна-81». Диплом третьей степени.            

                                                                                                                               

Аудио:

Песни скоро должны появиться.

 

Ссылки:

  1. Газета «Молодой ленинец». 16.04.1981. «"Сурская весна-81"».
  2. Газета «Молодой ленинец». 05.05.1981. «О чём поют гитары?».
  3. Журнал «Пенза плюс ТВ». «Оркестр – это всегда праздник». 28.08.2013.
  4. «История музыкальной культуры города Пензы». Монография. Москва, 2017. Стр.57.
  5. Энциклопедический словарь «Выдающиеся деятели науки и культуры современной России». Москва, 2018. Стр. 86,

 

 

Текст подготовлен на основе воспоминаний С.Гольцмана.

Фото: архив С.Гольцмана, В.Школьника.