ГЛУПАЯ ДЕВУШКА

 

1991. Дом учителя, Пенза.

 Андрей Черкашин, Алексей Буланов, Дмитрий Степанюк, Алексей Артёмов.

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Жанры

рок-н-ролл, ритм-н-блюз, психоделический рок

Годы

1988 - 1993

Страна

Россия

Город

Пенза

Откуда

Пенза

Язык песен

русский

   

 

Участники

 

 

 

Андрей Черкашин – вокал, гитара, музыка, тексты

Сергей Родионов – бас-гитара, вокал

Владимир Мытко – ударные

Елена Федотова - вокал

Алексей Артёмов – соло-гитара, аранжировки

Алексей Буланов – бас-гитара, вокал

Дмитрий Степанюк – ударные

 

    Текст этой статьи написан двумя участниками «ГЛУПОЙ ДЕВУШКИ»: Алексеем Артёмовым и Андреем Черкашиным (его слова выделены жирным курсивом). Нельзя не обратить внимания на потрясающее единство мнений по самым разным вопросам.

......................................................................

    Можно начать с того, что история группы — это история дружбы. Мы с Андреем Черкашиным одноклассники. Я хорошо рисовал, а он хорошо говорил. Оба — творческие, инициативные, и очень разные. С первого класса школы и до сих пор... Но по порядку.

    Седьмой класс школы — начало гитарной эры, и наше подростковое сознание ошеломлено музыкой. Никто играть не умеет, но мы упорно учим аккорды и слушаем, слушаем, слушаем... «Битлз» конечно! А также Высоцкий, Макаревич, Гребенщиков, Науменко... Через год из одноклассников был создан первый музыкальный коллектив. Андрей неизменный лидер. Свои песни стали появляться сразу. Яркая поэтическая одаренность и артистизм уже тогда раскрывали его как личность.

    Начались репетиции. И на самые первые наши музыкальные пробы оказал влияние наш знакомый — Антон Лысов, ныне дирижер Саратовского симфонического оркестра. Что-то музыкально точное он оставил во мне. А на раскрытие актерского мастерства вдохновлял Александр Куприянов, знаменитый зареченский режиссер и актер. Артур Куприянов, наш одноклассник и его племянник, помогали Куперу старшему в организации театральной студии, где мы полной грудью вдыхали очарование творчеством. И все это пригодилось в музыке. 

 

1991. Репетиция в ДК им. Кирова. А.Буланов, А.Черкашин, А.Артёмов.

 

   Учились вместе и дружили (с Алексеем Артёмовым), всё время втягивали друг друга в свои увлечения. Потом как-то я приехал из спортивного лагеря (тогда занимался футболом) со знанием «волшебных» четырёх аккордов, которые умел зажимать, и сразу начал создавать группу. Лёша с удовольствием решил мне помочь. Сначала в качестве барабанщика почему-то он решил, что может. И пошло. А Степанюк у нас сначала был в группе поддержки, был с нами, когда мы ездили куда-нибудь выступать. Потом поняли как-то, что нам надо что-то с барабанщиком делать, и я говорю: «А давай-ка ты, Димка, будешь с нами играть». Он говорит: «Я не умею». «Мы тебя научим». И он начал учиться и у него сразу что-то начало получаться.

    Андрей не сразу стал фронтменом, т.е. вокалистом. Честно говоря, пели мы тогда гораздо хуже, чем играли. А играли хуже, чем сочиняли. Поэтому насколько помню, музыки и идей у нас всегда было больше, чем возможностей это воплотить. Тогда мы постоянно искали вокалиста, который мог бы исполнять наш авторский материал...

 

Август 1990. Стадион «ЗИФ» (Пенза). А.Черкашин.

 (Фото: архив Никиты Артёмова).

 

    Можно выделить три периода — были созданы три музыкальных коллектива, каждый со своим звуком и материалом песен. В первом составе у нас пел Сергей Родионов. Во втором — Елена Федотова (все — наши талантливые одноклассники) И только на третьем этапе у группы появилась более зрелая концепция, постоянное название, а Андрей подошел к микрофону. Первый раз «Глупая девушка» заявила о себе в клубе «Радуга» Политехнического института в 1988 году. 

    Первый состав: Сергей Родионов (мой одноклассник), Володя Мытко. А потом пришёл Алёша Буланов, который поразил меня, что играл один в один разные вещи: «Роллингов», «Битлз». И я думал: есть чему поучиться.

1991. Алексей Буланов.

 

А решили, что будем называться «Глупой девушкой» только в 1989 году. И вот мы начали репетировать осенью. Я не пел тогда, у нас Серёжа Родионов пел, Елена Федотова, одноклассница. Я к микрофону подошёл вынужденно: меня пробило, и я приходил -  вот я песню сочинил. И в какой-то момент прорвался к микрофону. У меня вокальных данных особенных нет, видимо, за счёт какой-то энергии и наглости. Все смирились, что я фронтменом становлюсь.

    Времена были особенными. Денег не было, инструментов не было, информации не было. Но то малое, что к нам приходило, мы умели ценить. Великие времена аскетизма и подвигов — это сильно развивало в нас трудолюбие и юмор. Мы жили репетициями.

    На площадке «Радуги» был организован настоящий перекресток андеграунда. Это было замечательно! Зареченский «П'АКТ» — мощный, искренний, талантливый панк. Дмитрий Устинов, Александр Рассказов, Павел Волков, Дзэн-театр Володина... И потрясение от «КЕНГУРУ»!

    Эмоциональное впечатление от знакомства с группой «КЕНГУРУ» открывало совершенно новые музыкальные горизонты. И не только музыкальные, но и личностные, человеческие. Мы сильно сдружились с «кенгурами». Они были настолько самобытными и свободными в своем творчестве, что дух захватывало. Было у кого учиться и было чему, это сильно стимулировало. Музыкальные потоки Пензы объединялись, жить в такой атмосфере становилось чрезвычайно интересно. Концерты возникали все чаще, круг знакомств расширялся, и все глубже и серьезнее мы относились к собственному творчеству.

 

24.07.1992. Дом учителя. Д.Степанюк, А.Буланов, А.Артёмов, А.Черкашин.

 

   С «КЕНГУРУ» мы всегда были вместе, на фестивали ездили. Они на «Сырок» поехали, а мы – на следующий год. Они переехали в Питер, начали играть у Гаккеля в «Тамтаме», нас туда, естественно, вызвали (пару раз там сыграли). Дружили. А потом я вообще с Юрой Козловым стал играть, одно время прямо-таки преследовал его. Он для меня старший товарищ.

    О серьезности. Да, все было серьезно. Много шутили, от многого уклонялись, дурачились, бесились, но ценили именно это качество более других. Через Андрея я познакомился и подружился с Константином Козловым и Дмитрием Лыдховым («Братья Водолазы»). Эти талантливые ребята снимали замечательное любительское кино, и в дальнейшем участвовали во всех совместных проектах. Их игривости и чувству юмора я тогда мог только позавидовать, но отношение к творчеству у ребят было максимально честным. Вспомнилось, как однажды мы всю ночь слушали Петра Мамонова. И Мамонов нам просто «снес крышу». Потому что нигде на самом деле не шутил! Под маской шута — абсолютно чистая и бескомпромиссная правда. Возможно, именно такой смысл мы вкладывали в понятие «рока»

 

1991. ДК им. Кирова. А.Буланов, А.Черкашин, Д.Степанюк, А.Артёмов.

 

    «Братья Водолазы» позже снимут клип на песню «Глупой девушки» — «Наполовину», который затем покажут в «Программе «А», и Артемий Троицкий очень лестно отзовется и о группе, и об этой работе.

   Клип был изготовлен весной 1992 г. А после его трансляции в «Программе А» (РТР), клип зачем-то купило финское телевидение, как сейчас помню, за 100 долларов.

    Следующей важной вехой для группы стало театральное пространство «Диалог» Ольги Макаровой. Там, совместными усилиями актеров, художников и музыкантов родился творческий анклав, объединение — в виде клуба с неповторимыми творческими проектами. Для нас это стало осуществлением долгожданного синтеза музыки и театра. И это был круг близких друзей-единомышленников, где все участники черпали и черпали вдохновение.

    Здесь мы максимально расширили свой музыкальный диапазон: от тяжелой волны до лирики и джаза. Читаем, слушаем, общаемся, делаем концерты, спектакли и перфомансы, но главное — продолжаем учиться задавать себе неудобные вопросы. Это выводит группу на новую концепцию и материал песен: «Интроинспектор», «Предположим», «Ему не нужна она» и другие.

 

1991. ДК им. Кирова. Андрей Черкашин.

 

   Программы тогда менялись кардинально по три раза в год. Сначала у нас были песни в духе группы «КИНО» (волновые), потом уходили в ритм-энд-блюз и стандартный рок-н-ролл, потом в психоделику. Был момент -  регги даже.

    Последний, заключительный этап «Глупой девушки» — это знакомство с журналистом Никитой Артемовым, который вдохновляет нас создать собственное творческое объединение (в тандеме с «КЕНГУРУ» и «Братьями Водолазами») под официальным названием «Анклав» и госрегистрацией. Мы добиваемся своего помещения в «Доме учителя» с возможностью проводить там свои концерты.

 

24.07.1992. «Анклав». Дом учителя (Пенза).

Первый ряд: Сергей Черников, Никита Артемов, Алексей Артемов, Алексей Буланов, Андрей Черкашин.

Второй ряд: Дмитрий Степанюк, Юрий Козлов, Евгений Яшин, Альберт Царан.

Третий ряд: Дмитрий Лыдхов. На галёрке - Константин Козлов.

 

    В этот период группа с новой программой выезжает на выступления в Санкт-Петербург, Москву и на крупные рок-фестивали. Нас узнают, о нас говорят. Казалось бы, успех и надо только вперед, но неожиданно произошел откат в обратную сторону. Лично я почувствовал сильное желание уединиться, прекратить суету концертов, репетиций и публичных усилий. У Андрея тоже начался кризис. Долго откладывая разговор, мы все- таки встречаемся и честно признаем завершение совместного проекта.

   Но в какой-то момент понимаешь: надо идти дальше и дальше. 1991 – 1992 стремительно пролетели, не успели сообразить – уже распались, Лёшку я, каюсь, не слушал. Он мощно прогрессировал, а мы за ним просто не успевали. И как-то он  сказал: «Всё, я ухожу». У нас прошёл нормальный разговор, без обид. И мы до сих пор дружим.

    Дальше каждый пошел своей дорогой и это максимально честно, и это было «по-нашему». Помню было потом странно, больно, трудно. Но внутренняя радость от того, что мы расстались без конфликта, без привязки к собственным достижениям, но друзьями - поддерживала меня, давала опору и сближает с Андреем до сих пор. Последние лет пять-шесть мы довольно часто видимся, общаемся. С ясным пониманием новых жизненных задач.

 

24.07.1992, Дом учителя. А.Буланов, А.Черкашин, А.Артёмов, Д.Степанюк.

 

   P.S. О названии «Глупая девушка». В далеком прошлом, дома у Андрея мы слушаем альбом «роллингов», размышляем о названии, и неожиданно в названии этой песни у нас откликается... Только сейчас с интересом пытаюсь осознать — что же нас зацепило? Почему это название выбрало нас, стало символом нашего самовыражения? И вот что думается: мы всегда стремились проникнуть в некую суть реальности этого мира. Через философию, через творческую интроспекцию. Мир это Майя, это «девушка». И она непредсказуема, она «глупа» особой чистотой, искренностью. Реальность игрива и спонтанна в этой своей «глупости». И именно поэтому так приятна, так притягательна для нашего важного ума. Благодаря «глупости» девушки мы можем считать себя умными и важными... Спасибо всем!» 

P.P.S. О записях. А магнитоальбомов, как таковых, у нас и не было. Это Женя Яшин всё что-то нарезал (Фотограф, производство аудио- видео-записей. Очень много сделал и делает для популяризации пензенских групп, особенно "КЕНГУРУ" и "ГЛУПАЯ ДЕВУШКА". В настоящее время живёт и работает в Москве). Мы в то время писали новый материал в виде демо-записей. То на фестиваль надо поехать, то ещё что-то. Чтоб люди представление имели. Поэтому, это записи с репетиций. А Женя потом начал выдавать это за какие-то альбомы. С этим я никогда и не боролся.

Альбом «Всем спасибо». Я писал песенки под гитару, а в одну из ночей мы с Алексеем Артёмовым включили магнитофон. Я это пел, а он мне подыгрывал на электрогитаре. Записали это просто так. Никакой это не альбом, просто так. А потом уже Женя Яшин решил, что это альбом.

 «Интроспекция» во многом удачна благодаря Артёмову. Он действительно много занимался на гитаре, в какое-то время по 6 часов в день. И на электрогитаре и акустике, уроки брал.

 

24.07.1992. Дом учителя. А.Черкашин, А.Буланов, А.Артёмов, Д.Степанюк.

 

Что еще можно добавить? 
Андрей Черкашин после «Глупой девушки» создал огромное количество проектов: «PULL», «Битум», «Джус», «Че и Сотоварищи», «VivaNegativa», работал на радио, ТВ, в рекламе, «Театре доктора Дапертутто». В данный момент проявляет огромный интерес к театру.

Алексей Артёмов занимался театром, прикладным творчеством, участвовал в проектах с Алексеем Солодиловым (предтечи группы «Река-Бэнд»), с Павлом Волковым (экс-«Сотворение») , с братьями Кувшиновыми («Сдача Бреды», «Река-Бэнд»), с Дмитрием Устиновым, а так же участвовал как звукорежиссер в записях Александра Рассказова. С 2001 года занимается самопознанием, обучением, психологией. Недавно стал во второй раз отцом.

Алексей Буланов — бас-гитара - музыку сейчас только слушает, стабильно работает, у него семья, взрослая дочь, футбольный болельщик. 

Дмитрий «Стэп» Степанюк скончался в апреле 2016 года. Был самым теплым и открытым человеком в группе.

 

Январь, 1992. Пенза. (фотограф: ?)

Алексей Буланов, Дмитрий Степанюк, Андрей Черкашин, Алексей Артёмов.

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

1989-09 – первые репетиции группы.

1989 – демо-запись первых песен, впоследствии ставших магнитоальбомом "Я не люблю рок-н-ролл".

1990-04-10 – первое выступление группы, клуб «Радуга» Политехнического института (Пенза).

1990-05 – концерт в ДК им. Кирова (Пенза). Второй участник: «КЕНГУРУ».

1990-08-10/11 – концерт в программе «Рок-шоу» на стадионе «Сура» (Пенза). Выступали 6 групп.

Август 1990. Стадион «ЗИФ» (Пенза). На сцене «КЕНГУРУ» и «ГЛУПАЯ ДЕВУШКА». (Фото: архив Никиты Артёмова).

 

1991-03-02 – выступление на фестивале «Рок чистой воды» (Рязань).

1991-05 - выступление на фестивале «Липа» (Липецк).

1991-05-25 – концерт в рамках рок-акции «Аукцион публичных казней. Рок против террора», ДК им. Кирова (Пенза). Другие участники: «КЕНГУРУ», «П'АКТ», «ОБМАНУТЫЙ МИКРОБ», «СИРЕНЕВЫЙ ОРКЕСТР», Александр Рассказов, Александр Милованов, Дмитрий Винокуров.

1991-10 – выступление в ДК им. 40 лет Октября (Пенза). В программе также: показ пензенских самиздатовских фильмов «Крах авиатора Васютина», «Тайна великих бройлеров» и «Пиковая дама».

1991-10-11 – выступление на фестивале «Пламя Парижа» в ДК «Современник» (Заречный). Выступали 7 групп.

1991-12 – концерт в ДК им. 40 лет Октября (Пенза).

1992 – демо-запись песен, впоследствии ставших магнитоальбомом "Интроспекция".

1992 – демо-запись песен, впоследствии ставших магнитоальбомом "Всем спасибо!".

1992-01-25 – концерт в клубе «TaMtAm» (Санкт-Петербург).

1992-04 – концерт в клубе «TaMtAm» (Санкт-Петербург).

1992 – создание творческого объединения «Рок ассоциация «Анклав» (Пенза). Участники: «ГЛУПАЯ ДЕВУШКА», «КЕНГУРУ», «БРАТЬЯ ВОДОЛАЗЫ», Никита Артёмов.

1992-05-07 – выступление на фестивале «Пламя Парижа-2» (Пенза).

1992-08 – выступление на фестивале «Таврийские игры» (Новая Каховка, Украина).

 

24.07.1992. «Глупая девушка».

 

1992-08-21 – совместное выступление участников «ГЛУПОЙ ДЕВУШКИ» и «КЕНГУРУ» на танцевальной площадке в ЦПКиО им. Белинского (Пенза).

1992-08-29 – выступление в клубе, ул.Автозаводская, 7 (Москва). Участники: «КЕНГУРУ», «ЭЛЬЗА» (Харьков), «ФИГУРА БРАМСА».

1992-10-03 – концерт в Доме учителя (Пенза). 

1992-11-30 – выступление в актовом зале строительного института (Пенза), 25-й концерт ассоциации «Анклав». Другие участники: «БАРАНЫ В АФРИКЕ», Владимир Ерёмин и др.

1992-12-05 – выступление в Доме молодёжи (Заречный). Второй участник: «ЧЁРНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ».

1992-12-12 – выступление на рок-фестивале «Сырок-5» (Москва).

1993 – демонстрация клипа «Наполовину» на канале РТР в телепрограмме «А» (Москва).

 

Алексей Артёмов. (фото: архив А.Артёмова).

 

Аудио:

  1. «Я не люблю рок-н-ролл» - магнитоальбом (1989).
  2. «Интроспекция» - магнитоальбом (1992).
  3. «Всем спасибо!» - магнитоальбом (1992).

Все песни с альбомов можно послушать ЗДЕСЬ.

 

Видео: 

1. Концерт в Доме учителя. (Пенза). 1993.

Андрей Черкашин - голос, гитара, текст, музыка

Алексей Артемов - соло-гитара, аранжировка

Алексей Буланов - бас-гитара

Дмитрий Степанюк - барабаны

Никита Артемов - организация, поддержка

Съемка кабельного ТВ города Заречный. 03.10.1992.

  1. "Наполовину". Клип группы "Глупая девушка", показан на канале РТР в "Программе А" (1993). Андрей Черкашин - слова, музыка, голос, гитара. Алексей Артемов - соло-гитара, аранжировка, запись. Алексей Буланов - бас-гитара. Дмитрий Степанюк - ударные. Авторы клипа: Константин Козлов, Дмитрий Лыдхов 1992 г.
  1. ТВ «Экспресс». "История Пензенского рока. Часть 1".

 

 

Ссылки:

  1. Газета «Молодой ленинец», 14.06.1990. «Рок-н-ролл по-пензенски».
  2. Газета «Молодой ленинец», 04.08.1990. «Ночь рока». (упоминание)
  3. Газета «Молодой ленинец», 08.1990. «Трудное утро после долгой ночи». (упоминание)
  4. Газета «Молодой ленинец», 15.11.1990. «РОКовой концерт». (упоминание)
  5. Газета «Молодой ленинец», 03/09.02.1991. «Дорогой друг!». (упоминание)
  6. Газета «Молодой ленинец», 03/09.02.1991. «Новости». (упоминание)
  7. Газета «Молодой ленинец», 14/20.07.1991. «Не печальтесь, господа…»
  8. Газета «Молодой ленинец», 20/26.10.1991. «Новости».
  9. Газета «Заречье», 21-27.10.1991. «Приходи, рок-сказка!»
  10. Газета «Молодой ленинец», 22/28.12.1991. «Этот вездесущий рок...».
  11. Газета «Молодой ленинец», 22/28.12.1991. «Весь мир - одна семья». (упоминание)
  12. Газета «Семейная газета», 1992. «Тронная речь».
  13. Газета «Первая помощь, 1992, N14. «В ночном».
  14. Молодой ленинец, 01-07.03.1992. «Новости». (упоминание)
  15. Молодой ленинец, 19-25.04.1992. «Рок-фестиваль "Пламя Парижа - 2"». (упоминание)
  16. Газета «Заречье», 05.1992, № 17. «Снова с нами "Пламя Парижа"». (упоминание)
  17. Молодой ленинец, 07-13.06.1992. «Один эпизод из процесса рок-прогресса». (упоминание)
  18. Молодой ленинец, 07-13.06.1992. «Публичное сожжение Парижа на кресте».
  19. Молодой ленинец, 09-15.08.1992. «"Глупую девушку" просьба не путать с глупыми людьми».
  20. Молодой ленинец, 13-29.08.1992. «Вальпургиевы танцы».
  21. Moscow Guardian, 29.08.1992. "Fnding the Underground in a Basement".
  22. Газета «Заречье», 11-18.12.1992, № 50. «Шоу в ДМ».
  23. Молодой ленинец, 13-19.12.1992. «Завтра не будет».
  24. Молодой ленинец, 13-19.12.1992. «Новости».
  25. Газета «Мир людей», 24-31/01-1993. «Сырок 5».
  26. Газета «Мир людей», 21-27/02-1993. «Новости».
  27. Газета «Мир людей», 21-27/03-1993. «Новости».
  28. Газета «Мир людей», 04-10.04-1993. «Новости».
  29. Газета «Мир людей», 18-24.04-1993. «Новости».
  30. Газета «Мир людей», 02-08.05-1993. «Рок-н-ролл в зоопарке».
  31. Газета «Мир людей», 02-08.05-1993. «Новости».
  32. Газета «Мир людей», 30/05-05/06-1993. «Новости».
  33. Газета «Энск», № 7, 1993. Е.Борисова. "Взрослая музыка для воспитанных людей".
  34. Газета "Сквозняк", 1997 № 6, стр. 2, 4. Говорите, вас слышно. Треск и шум". (упоминание)
  35. Беляков В. «Интервью с автором первой рок-энциклопедии СССР». 21.06.2008.
  36. JulieLoventiq. "История пензенского рока" 13.11.2013. (упоминание)
  37. «Гастроли по пятницам». 14.03.2019. "Дэнъ Izдольный: такой, какой есть!" (упоминание).
  38. «Гастроли по пятницам». 29.03.2019. "Глупая левушка" как движение внутрь". 
  39. «Гастроли по пятницам». 19.04.2019. "Дмитрий Тюленев: "Игра в пейс", "Цокотуха", "Пани Валевски".
  40. «Гастроли по пятницам». 21.06.2019. "Бараны в Африке": "Наша философия - мир и любовь!"
  41. «Гастроли по пятницам». 12.07.2019. "Сестра Морфин" - уникальная школа и практика, которая многим помогла стать профессиональными музыкантами".  (упоминание).

 

 

Текст подготовлен Алексеем Артёмовым,  напечатан в рубрике «Гастроли по пятницам» информационного сайта penza-online.ru 29.03.2019 и дополнен Андреем Черкашиным в январе 2021.

Фото (кроме указанных): Сергей Квасов.