П’АКТ

1991. В.Воропаев, В.Сябаев, В.Богдановский.

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Годы

1990, август – 2002

Страна

 Россия 

Город

Пенза / Заречный

Откуда

Заречный

Язык песен

русский

 

 

    Состав

Владимир Воропаев — тексты, музыка, вокал, гитара
Вадим Богдановский — губная гармоника, ритм-гитара, бас-гитара
Василий Сябаев — ударные, вокал, гитара
Дмитрий Чебурашкин — музыка, ударные
Михаил Паршин — бас-гитара

 

 

   В конце марта 2019 года на портале penza-online была опубликована статья об одной из первых панк-группе в нашей области. Именно эта статья легла в основу рассказа о «П'АКТ»е. Слово Вадиму Богдановскому, одному из основателей группы.

 

«П’Акт» — первая панк-группа Пензы и Заречного.

(По информации от В.Богдановского в Заречном до «П'АКТ»а существовала ещё одна панк-группа – «ОБМАНУТЫЙ МИКРОБ»)

Вадим Богдановский

 

 

В начале 90-х годов пензенская рок-тусовка делилась условно на хиппи и панков. Тяжелый рок зазвучал в городе позже. Пожалуй, самой легендарной из панковских команд был «П’акт». Об истории группы мы пообщались с одним из ее основателей — Вадимом Богдановским.

— Костяк у группы всегда был один — Вовка Воропаев и я, остальные музыканты менялись, особо с нами не задерживаясь, — рассказывает Вадим. — Вообще впервые я увидел Воропаева в школе №220 г. Заречного, где мы учились. Было это в начале 80-х. Я был третьеклассником, он — первоклассником. Я сразу обратил на него внимание. Во-первых, у него была не просто школьная форма, а настоящий костюм, как у взрослого. Во-вторых, он носил рубашку с жабо, у него были белые волосы по плечи, и был он не по годам рассудительным. В школе мы не общались, существовали в параллельных реальностях, но друг друга запомнили.

Потом судьба свела Воропаева с Богдановским уже на тусовке. В начале 90-х у пензенских неформалов было культовое место — сквер им. Белинского.  Оно было удобным. Рядом располагалось сразу несколько мест, где можно было перекусить, выпить кофе или чего покрепче. Это кафе «Парус», «Старый вал» и «Нева». Также этот сквер тусовщики выбрали, потому как вахтером в библиотеке им. Лермонтова в то время работал один из них — Саша «Санди» Сорокин. Туда же как-то подтянулся и Воропаев, работавший тогда в ДК им. Кирова.

 

Тусовка в сквере за  кафе «Парус»

 

Именно в сквере за «Парусом» начались первые музыкальные эксперименты. Это был такой плавающий состав единомышленников, из которого потом сформировалось сразу несколько пензенских групп. В частности, «П’Акт» и «Бараны в Африке».

— Наше первое выступление состоялось на большой сцене политеха, — вспоминает Вадим Богдановский. — В 1990 году там был какой-то отчетный концерт, и нам позволили принять в нем участие. Воропаев играл на гитаре и пел, я (Вадим «Петрович» Богдановский) подыгрывал на губной гармошке, Миша «Банан» Паршин был на басу, и кто-то сидел за барабанами. Кто именно — уже и не вспомнить. Мы тогда сыграли пару вещей, и наше лихое поведение здорово зацепило народ.

Но первое из значимых выступлений произошло уже годом позже. В ДК им. Кирова Владимир Сычин организовал рок-акцию «КАРТУЗ». Расшифровывалось это не совсем понятно, но, казалось, что лучше и придумать нельзя: «Клевый арт российского террора уникального звучания». Перед началом фестиваля к крыльцу Дворца культуры подогнали старый «Запорожец», который по сценарию надо было вдребезги разбить. Что и с удовольствием было исполнено. К крушению автомобиля допускались все желающие.

«П’Акт» выступал следом за «КЕНГУРУ» — уже признанной группой, у которой к тому времени в арсенале был один записанный магнитоальбом, а второй находился в стадии записи.

— Это было очень круто, — говорит Вадим. — Получилось, как будто «КЕНГУРУ» играли у нас на разогреве.

Несколько раз «П’Акт» играл в популярном рок-клубе «Радуга», расположенном на территории политехнического института. Правда, выступления были не всегда удачными.

 

Владимир Воропаев

 

— Мы договаривались, не употреблять алкоголь до выхода  на сцену, но, к сожалению, Вова иногда подводил, — вспоминает Богдановский. — Помню, мы уже минут пять играем вступление, а его все нет. И тут Вовку выводят на сцену под руки, он, совершенно никакой, врубает гитару и играет поперек такта. Людям, наверное, было все равно. А я после концерта впервые дал Воропаеву в морду. Он, правда, не обиделся. Потому что за дело.

Начало 90-х, по словам Богдановского, было «веселым» временем. Верить было не во что, все воспринималось как-то по-детски и песни писались про «нет ничего». А в панки Воропаев с Богдановским «свалили», поскольку особой альтернативы в пензенской субкультуре не было. Либо ты хиппи, либо панк.

— Мы решили, что хиппи — это слабоидейные чуваки, которые повисли на атрибутику, — говорит Вадим. — А панк — это протест и прорыв.

 

Дмитрий Чебурашкин

 

Название группе придумал Вадим. «Пакт» — означает соглашение с обществом. А апостроф после заглавной буквы — как элемент протеста. Впрочем, название каждый расшифровывал в меру своих фантазий. И «панковский акт», и «Петрович акт» и даже «половой акт».

Вообще, «П’Акт» считался больше зареченской группой, поскольку и Воропаев, и Богдановский — оттуда. Там же, в Заречном, была предпринята попытка записи первого альбома группы, в которой принимали участие музыканты еще одной зареченской группы — «Обманутый микроб». Кстати, и третья известная группа из 90-х годов — «БеZумные усилия» — тоже из Заречного. Правда, уже не панки.

— Заречный тогда здорово фестивалил, — вспоминает Вадим. — Постоянно мы против чего-то там протестовали. То «Рок против наркотиков», то против еще чего. В те времена на барабанах у нас играл Вася Сябаев, Миша «Банан» куда-то пропал, и бас-гитару в руки пришлось взять мне.

 

Василий Сябаев

 

По словам Богдановского, песни Вовки Воропаева можно было услышать в каждом дворе.

— Бывало, мы вылезали на ночные прогулки и обходили дворы, — рассказывает Вадим. —  Обычно мы покупали бутылку самого дешевого виски и неспешно гуляли, прихлебывая из горлышка. Если Воропаев слышал, что где-то поют его песню, он подходил, знакомился, отбирал гитару и показывал «как на самом деле нужно петь и играть». Сейчас вспоминать это и горько, и смешно.

В начале нулевых годов Воропаев пропал. Как позже оказалось, он уехал в Питер, но в Бологое у него украли все документы. И почти год он жил у знакомых на даче в Тверской области. Однажды в домик залезли воры. И Воропаеву проломили голову железным столом. Так что еще с полгода он лежал в больнице. И появился в Заречном лишь в 2002 году. А в начале 2003 года Володю Воропаева убили. Рано утром он встал, надел новую куртку и уехал в Пензу по делам. Несколько дней от него не было никаких вестей. А потом его обнаружили уже в милицейском морге, среди неопознанных трупов.

— 2003 год был каким-то мрачным, — говорит Вадим. — Знакомые из милиции (ныне полиции) рассказывали, что в ту зиму на крыше морга стоял снеговик, обмотанный красным шарфом — цвета крови. И убийств в том году было особенно много.

Собственно, на этой ноте повествование о группе «П’Акт» можно и закончить. Хотя не совсем. В 2009 году свой 20-летний юбилей отмечала группа «КЕНГУРУ». Дело происходило в киноконцертном зале «Октябрь». Среди гостей был усеченный состав «П’Акта». Который исполнил со сцены пару вещей — одну Вовки Воропаева, другую — юбиляров, «КЕНГУРУ».

22 марта 2019 В.Беляков

 P.S. Необходимо добавить, что группа не вела активную деятельность ввиду разъездов Владимира Воропаева и занятости участников своими личными делами. Тем не менее, редкие концерты в различных составах проходили вплоть до смерти Владимира...

 

 

1992. Олег Пудов (ФУНЕРАЛЬНЫЕ ФЛОВЕРА), Дмитрий Чебурашкин (П'АКТ), Вадим Богдановский (П'АКТ), Владимир Федуллаев (ФУНЕРАЛЬНЫЕ ФЛОВЕРА).

 

Основные даты:

1990 – дебют группы на фестивале «Студенческие нотки» (вне конкурса).

1990 –выступление группы в Пензенском политехническом институте (Пенза).

1991-03 - выступление в рок-клубе «Радуга» в ППИ (Пенза). Другой участник: «ОБМАНУТЫЙ МИКРОБ».

1991 – выступление на рок-фестивале в ДК «Южный» (Пенза). Участники: «П'АКТ», «ФУНЕРАЛЬНЫЕ ФЛОВЕРА», «КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» и «КЕНГУРУ».

1991-05-25 – концерт в рамках рок-акции «Аукцион публичных казней. Рок против террора», ДК им. Кирова (Пенза). Другие участники: «КЕНГУРУ», «ГЛУПАЯ ДЕВУШКА», «ОБМАНУТЫЙ МИКРОБ», «СИРЕНЕВЫЙ ОРКЕСТР», Александр Рассказов, Александр Милованов, Дмитрий Винокуров.

1991-10-11 – фестиваль «Пламя Парижа» (Заречный). Участвовали: «КЕНГУРУ», «П’АКТ», «RG-2».

1991-1993 - несколько выступлений в рок-клубе «Радуга» в ППИ (Пенза).

1992-05-07 – выступление - акция «Рок против Рока» (ул.Московская, Пенза). Воропаев-Богдановский-Сябаев.

1993-02-13 – запись девяти песен в клубе «Дружба» (Заречный). (Совместно с музыкантами из «ОБМАНУТОГО МИКРОБА»).

1993-05-16 –выступление в рок-клубе «У Эди» (ППИ, Пенза).

2009-04-25 – концерт в рамках 20-летия группы «КЕНГУРУ». Киноконцертный зал «Октябрь» (Пенза).

 

 

Аудио:

  1. Волосатые уши  3:16
  2. Не пришла  2:12
  3. Новый год  2:47
  4. Повсюду меня  3:07
  5. Полночь  3:58
  6. Самоубийца  3:18
  7. Света  2:24
  8. Эротика  2:38
  9. Я родился во время холодной войны  2:15

 

 

Видео:

  1. "Не перебить". Фестиваль «Пламя Парижа», 1991. (Заречный).
  2. "П'АКТ" на юбилее "КЕНГУРУ". 25.04.2009. (съёмки: Евгений Яшин)

 

 

Ссылки:

  1. Газета «Молодой ленинец», 02/08.06.1991. «В городе мёртвого рок-н-ролла».
  2. Газета «Семейная газета», 1991. «Музей пяти портретов: ФУНЕРАЛЬНЫЕ ФЛОВЕРА - П'АКТ».
  3. Газета «Заречье», 21-27.10.1991. «Приходи, рок-сказка!»
  4. Газета «Молодой ленинец», 15/21.12.1991. «The faces».
  5. Газета «Молодой ленинец», 22/28.12.1991. «Весь мир - одна семья». (упоминание)
  6. Газета "Молодой ленинец", 07-13.06.1992. «Публичное сожжение Парижа на кресте. (фрагмент о группе П'АКТ»).
  7. Газета "Молодой ленинец", 30.06 - 06.07.1991. "Последний П'АКТ".
  8. Газета «Мир людей», 21-27/02-1993. «Новости».
  9. Газета «Мир людей», 02-08/05-1993. «Новости». (упоминание)
  10. Газета «Мир людей», 30/05-05/06-1993. «Новости».
  11. Костров И. 11.08.2016. "Лихие девяностые".
  12. «Гастроли по пятницам». 22.04.2019. "П'АКТ" - первая панк-группа Пензы и Заречного".

 

 

Фото Сергея Квасова, Владимира Гундорова, Никиты Артемова, предоставлены Вадимом Богдановским.