Виолонов Максим

 

2009. Максим Виолонов

 

Основная информация

   
   
   

Страна

СССР
Россия

Профессии

музыкант, композитор

Инструменты

клавишные, контрабас, бас-гитара, гитара

Жанры

рок, поп-рок, post trip-pop

 

 

 

Основные коллективы

 

Группы, с которыми сотрудничал Максим

 

«WOODPECKERS», «СЛЁЗЫ ЖАННЕТ», «СТУДЕНТЫ ПРОХЛАДНОЙ ЖИЗНИ» («COOL LIFE STUDENTS»), «MAX AND LISA BAND», «MAXIMALISA», «FLOWERS IN FURS».

 

«СДАЧА БРЕДЫ», «БАРАНЫ В АФРИКЕ», «СЕСТРА МОРФИН», «П'АКТ», камерный оркестр п/у Владислава Казакова, «СТРАННИКИ», «CHANCE», «ЧЕ И МИРОТВОРЦЫ», Александр Милованов и Ольга Рассказова, «КЕНГУРУ», «Квартет Алексея Проказова»

 

Образование: музыкальная школа (фортепиано), музыкальное училище (контрабас).

 

   Есть люди, по-хорошему зацикленные на одном виде деятельности, а есть другие, постоянно ищущие, а главное – находящие что-то новое, ещё не опробованное на личном опыте. Максим Виолонов из второй названной категории людей. И чем больше я его знаю, тем больше поражаюсь количеству идей, бурлящих в натуре этого музыканта. Много ли вы знаете людей, играющих классический рок-н-ролл и, одновременно фанатеющих от алеаторики? А как насчёт «spoken word» или, например, фолк-рока? Максим рассказывал мне о своей жизни довольно долго, но получил ли я вразумительный ответ на вопрос о разнообразии его пристрастий, не знаю. Давайте посмотрим вместе на изгибы музыкальной жизни Макса, вдруг поможет…

   «Насколько я себя помню, началось это в два года, а скорее всего и раньше. Родители часто слушали пластинки, и тогда я осознанно понял, что мне это очень нравится. Меня реально зацепило. Я постоянно требовал от родителей, чтобы они включали пластинки, и года в три они доверили мне самому ставить диски на проигрыватель. На откуп отдали 7-дюймовые (SP) пластинки. Года в 4 родители забили тревогу, они поняли, что с ребёнком что-то не так. Практически всё своё время я слушал музыку. Пластинки были моими игрушками: ложась спать, я клал любимую пластинку под подушку. Меня решили отдать в детский сад».

   Пожалуй, можно сказать, что в два года ребёнок ещё ничего не соображает, и вовсе не  помнит, что там с ним происходило. Но надо знать Максима воочию, чтобы безоговорочно поверить в его воспоминания…

   «Читать я ещё не умел, но память была хорошая: я просил родителей прочитать написанное на этикетке и по внешнему виду наклеек выучил их все наизусть. Как-то дед поспорил со своими друзьями, что я умею читать. Они не поверили, «давай проверим». Дед вытащил стопку 7-дюймовок, даёт мне, «читай, что там написано». Я говорю: «это то-то и то-то». Они переглянулись: «ну надо же»! А стопка была по размеру выше меня.  Вскоре дед купил мне мой личный маленький переносной проигрыватель – и много новых пластинок, разумеется. Вы думаете, я не пытался включать оба проигрывателя одновременно? Первые попытки диджейства».

   Первый в жизни Максима нервный срыв случился, когда желая исправить помятую гибкую пластинку (если помните, были и такие) он прогладил её утюгом. А это был любимейший Том Джонс с кавером битлзовской «Yesterday».  Случилась сильная истерика, ведь мальчишка собственными руками убил свою любимую музыку. Первый поход в детский садик привёл к ошеломлению воспитательницы, когда на стандартный вопрос «что тебе больше всего нравится?» он ответил «мне больше всего нравится пластинки слушать, а любимые – Том Джонс, Энгельберт Хампердинк и Оркестр Поля Мориа». Уже тогда музыка была для него и воздухом, и солнцем, и хлебом.

   Известен стандартный ответ многих музыкантов разного, заметьте, возраста. На вопрос, «что помогло вам с выбором профессии» они отвечают: «Я услышал «Beatles»…. Вот и с Максимом случилась такая же история.

   «Когда мне было 6 лет, мы переехали на квартиру к бабушке, где в шкафу я нашёл стопку пластинок. В числе прочих обнаружил «Музыкальный калейдоскоп. 8 серия». Родители спали, и я потихоньку достал этот диск и поставил его на проигрыватель. Прослушал, мне всё понравилось. И так дошёл до песни «Девушка» квартета «Битлз» (музыка и слова народные?!). Я послушал, и что-то там не понял. Я поставил её второй раз. Доиграла, я поставил третий. После этого со мной произошло примерно то, что показывают на концертах «Битлз». Родители спросонья кричат «что случилось?!». Я к ним кинулся, не могу ничего объяснить от счастья. Спрашиваю: «Кто такие – квартет «Битлз»? И тут они мне говорят совершенно шокирующую информацию, что мало того, что их 12 лет уже не существует, так ещё и два года назад застрелили их солиста, который как раз пел «Девушку». Это был шок. С тех самых пор я с маниакальной страстью пытался найти их пластинки. Иногда мне это удавалось, спасибо друзьям родителей в первую очередь».

   Неразрывно связанная с музыкой жизнь Максима продолжилась сначала в музыкальной школе, куда его по возрасту (7 лет!) взяли в класс фортепиано, а не на гитару, причём он согласился на клавиши, вспомнив о песнях «Let it be» и «Imagine», где звучат партии этого инструмента. Затем, как и у многих фанатов музыки, игра в школьном ансамбле.

   «Мы подошли к классному руководителю и сказали, что хотим создать рок-группу. Удивительно, но буквально через несколько дней в школу привезли кучу аппаратуры и несколько инструментов. Нам дали комнату для репетиций при условии, что два раза в месяц мы будем играть на школьных дискотеках. А уж какой репертуар был в конце 80-х?!! После долгих препирательств нам выделили педагога, который разучивал с нами дискотечные номера, а в остальное время мы могли делать, что хотели. Этот руководитель, замечательный человек, Олег Самылкин и пел на дискотечных вечерах, а мы ему аккомпанировали. Барабанщик и басист освоили всё сами, группа была сыгранной, так что в свободное время отрывались по полной. Наш соло-гитарист Лёша писал песни ближе к новой волне, но и панк-рок тоже».

   Музыкальная школа окончена с отличием (красный диплом), общеобразовательная тоже со значительными успехами (лучший ученик по английскому языку, что потом, конечно, пригодилось!). Полгода походил в строительный институт, но кроме получения стипендии в первые полгода учёбы, заведение так ничем и не запомнилось. Тянуло в музыкальное училище. Но сначала произошло событие, которое сам Максим называет боевым крещением:

   «В августе  1992 года в парке Белинского проходил крупный фестиваль. Была толпа зрителей, выступало много групп, в числе которых были «БАРАНЫ В АФРИКЕ». В последний момент им срочно понадобился гитарист и по какой-то причине они выбрали меня. Видимо из-за того, что я знал их репертуар, был на их концертах и уже был знаком с Сергеем Барановым. Меня впихивают на сцену, дают в руки гитару. Я чувствовал себя как щенок, которого кинули в воду, авось выплывет, стресс был сильный».

 

2003 год. Максим Виолонов.

 

   Были и другие группы, в которых работал Максим, но по сути это всё была предыстория. Настоящая самостоятельность началась, когда он поступил в музыкальное училище, где со студентками организовал «СЛЁЗЫ ЖАННЕТ». Группа существовала до 2005 года, и прошлась, наверное, по всем готическим стилям: от неоклассики до жёсткого готик-рока. Кроме того, участники группы устроились в камерный оркестр филармонии и могли себе позволить пригласить на свои концерты струнный ансамбль. И даже полный состав оркестра несколько раз играл с ними на записи. Изначально «СЛЁЗЫ ЖАННЕТ» шла двумя путями: часть песен была ориентирована на рок состав, а часть – либо на неоклассику, либо на готик-фолк. К сожалению, поначалу возможностей записываться было мало, пока не познакомились с Михаилом Ивановым, звукорежиссёром в ДК «Заря». Можно было тайком приходить в студию и там записываться. Так и появились первые рок-записи. А вот классические записи с оркестром или струнными писались в филармонии.

 

 

«СЛЁЗЫ ЖАННЕТ».

 

   «А потом у нас появился профессиональный менеджер, который долго жил в Германии и лично знал директоров многих западных лейблов. Мы были одной из первых готик-рок групп у нас в стране, а он был продвинут по этой теме. Он стал рассылать наши демо по разным лейблам, во Францию слал, в Германию. Ответов оттуда не было. Он долго пытался пробить эту стену и наткнулся на первый в России готический портал «Russian gothic scene», они пригласили нас поучаствовать в Москве в готической вечеринке в клуб «Точка». В конце концов, он начал переговоры с лейблом «Shadowplay», они издали одну нашу композицию в сборнике «Colours of Black: vol.2», и мы начали записывать альбом. Но «СЛЁЗЫ ЖАННЕТ» развалилась буквально во время записи альбома. Недавно я восстановил его целиком».

   В 2008 году появились "СТРАННИКИ". Максим тогда работал звуковиком в ТЮЗе, и познакомился с актёрами - Еленой Чудовой и её мужем Виктором Климовым. Елена также работала педагогом по вокалу в Культпросветучилище. Чуть не в шутку они решили что-то такое поиграть. Но дело оказалось абсолютно серьёзным. У Елены проявились отличные задатки проектного менеджера: группа ездила по гастролям и фестивалям - и записали два альбома с участием Макса. Однако после записи второго альбома он опять ушёл в своё плаванье. И всё было бы отлично, если бы не случился ещё один мощный стресс. Развод с женой - это всегда больно, но она ведь ещё и участник общей музыкальной группы.

    «Мне было так плохо, что я точно знаю – тот год я бы не пережил. С Лизой мы познакомились после ухода моей жены, помузицировав в компании общих друзей. Она спела свою песенку. Я сразу понял, что это настоящая моя вторая половина и в тот же день предложил ей выйти за меня замуж. И она согласилась. Это было 26 апреля 2012 года. С тех пор мы и занимаемся с Лизой творчеством и не расстаёмся. И конечно расписались в ЗАГСе, обвенчались в церкви, ну и создали рок-группу». 

   «MAX AND LISA BAND» ведёт отсчёт с 2015 года. Идея была играть аутентичный рок 1960-х. Почему? Сначала хотели играть «шугейз», но как-то само собой всё перешло в ретро-гараж.

                 

                      

Max and Lisa Band, концерт в клубе «Вермель», Москва, 2015

 

   «Первые серьёзные концерты были на открытии магазина «Музторг» и в «Сансаре». Потом открылся клуб «Ламповая голова», в котором мы играли регулярно, а я устраивал ещё и виниловые вечеринки. Играли мы там, играли, и как-то подходит звуковик Миша Котов (руководитель группы «CITRUS PRANA») и говорит: «Ребята, я хочу вас записать». Он даёт нам адрес, где мы видим замечательную студию! Первые записи «MAX AND LISA BAND» («Колыбельная», «Mona Lisa») записаны там. Это произошло всего за один день!»

   В 2017 году началось сотрудничество с Алексеем Проказовым, а в 2018-м Макс и Лиза стали участниками сольного проекта Ксении Солдаткиной, в результате чего появился совместный коллектив "COOL LIFE STUDENTS" - "СТУДЕНТЫ ПРОХЛАДНОЙ ЖИЗНИ", или "Studenti chladne zivota". Группа исполняла песни на восьми языках - от собственных композиций каждого из участников до каверов на редкие группы восточной Европы 60-х, впервые услышанные Максом на пластинках ещё в детстве. В 2019 году появилась идея записаться в аналоговой студии в Москве. Эту студию создали инженеры, участники группы "THE THUNDERBEATS" (в Европе группу называют русскими "Rolling Stones"). Тогда в столице существовала музыкальная тусовка 60's revival: "THE THUNDERBEATS", Инна Пиварс, "CAVESTOMPERS". Максим понял, что они с Лизой с ними одной крови!

 

Июнь, 2019. На записи в Москве.

 

   "Короче говоря, за два захода мы записали четыре песни. Хотели выпустить их на виниле, студийцы предложили американский лейбл, мы согласились, но американцы уже позже отказались... Винил мы так и не напечатали, но осталась очень качественная запись".

   Там же в Москве раз в месяц проходили фестивали "Другие 60-s". Группа "Max and Lisa Band" выступила на одном из них в октябре 2019 года. А в 2020-м грянула пандемия. Во время вынужденного затворничества Макс и Лиза за два дня записали 5 песен на плёнку с одного дубля! Тут-то они и поняли, что могут ещё и такое! Побочный проект назвали "MAXIMALISA". Это был чистый "spoken word": то, что получается здесь и сейчас, и хоть эти записи, наверно, можно сравнить с принципом фри-джаза, на самом деле - это просто алеаторика.

   «В 2020 году мы устроились в Дом книголюбов дворниками и сторожами и договорились, что при ресторане будет музыкальный клуб. Только в декабре провели там концертов семь и презентовали проект «MAXIMALISA».

   Потом ребята едут в Питер, и Лизу сразу начинают приглашать на разные поэтические собрания, потому что она более известна в академических кругах как поэт. Первое же такого рода приглашение пришло из Союза писателей Санкт-Петербурга. Лизу с чтением стихов начинают приглашать по клубам, где, естественно, представляется «MAXIMALISA». Ансамбль выступал практически каждую неделю. Тогда-то Макс с Лизой решили, что им хорошо и вдвоём, хотя в Питерской группе у них были барабанщик и саксофонист. Группа собиралась сесть в клуб на постоянную работу, но из-за пандемии всё откладывалось и переносилось. Так что пришлось уехать назад в Пензу.

 

17.02.2021. Выступление в баре «Garage».

 

   «Дома мы начали записывать песни, а потом решили соединить их с методом алеаторики. Смотрю – получается альбом. И чтобы обозначить концепцию примерного звучания и нестандартного подхода, я придумал шутливый термин Post trip-pop. Смысл: не надо относиться к этому слишком серьёзно, ведь итог всегда непредсказуем. Или: как при минимуме возможностей сделать максимум. В этом и кайф!

Сейчас я поставил программу на компьютере и делаю всё на нём. Но, ещё мы очень хотели бы быть поп-группой, и поэтому стараемся чередовать песни, аранжированные в поп-стиле, с киселеобразными амбиентными звуками, составленными из разных, причём чужих, музык».

   Сложно сказать, удалось ли передать многогранность натуры Максима и его переходы в различные состояния любви к какому-то определённому музыкальному жанру. Но рассказать вкратце о его жизненных перипетиях, надеюсь, получилось. Хотя... Его жизнь (не только музыкальная) с Лизой продолжается, и не ошибусь, предположив, что многое скрыто даже от самого Максима. А значит новые горизонты, новые проекты, новые записи!

 

 

 

Аудио :

«FLOWERS IN FURS»

«The Collection» (2022 – 2024), remaster 2024

  1. Eaffme Sentido 4:47
  2. Волна в стеклянном море 3:19
  3. The Wind’s Home 3:30
  4. Vou swejlye 4:08
  5. Toverr Fez Amtoverr 3:59
  6. No gain 3:49
  7. Монолог дерева 4:16
  8. Волны времени 4:25

 

«MAX AND LISA BAND»

Записи «Magnetone Studios» (Москва),  2019.

  1. Flowers 2:10
  2. Elf’s Song 3:33
  3. Rita and Lucy 2:41
  4. Dreams 2:29
  5. Little Dreamers (live in «Jao Da») 3:42
  6. Mona Lisa (live in «Jao Da») 2:50

 

«СЛЁЗЫ ЖАНЕТТ»

«Обречённость», 2005.

  1. В солнечной капле 2:58
  2. Предостережение 3:57
  3. Обречённость 6:08
  4. Балерина 4:57
  5. Ветер 3:17
  6. Ты 3:36
  7. Чуть раньше 3:08
  8. Крылья 5:01

 

Оркестр п/у В.О.Казакова

  1. Волшебная река (муз. А.Сергеевой) 3:46 

 

 

ВИДЕО:

 

«MAX AND LISA BAND»

 

«СТУДЕНТЫ ПРОХЛАДНОЙ ЖИЗНИ»

 

Макс и Лиза

 

«MAXIMALISA»

 

«FLOWERS IN FURS»

 

 

Ссылки:

  1. https://vk.com/maxandlisaband?from=search (профиль группы)
  2. «Face Control. Максим Фролов». Газета «Молодой ленинец». 20.06.2000, № 25.
  3. «СЛЁЗЫ ЖАННЕТ» в рубрике «Кто на новенького?», выпуск 9. Журнал «Ровесник», № 10-2004 год, стр. 21.

 

Статья подготовлена на основе интервью с Максимом и Лизой Виолоновыми.

Фото: личный архив Максима и Лизы Виолоновых.