МИРАЖ

Ю.Стома, А.Сагай, Р.Губайдуллин, А.Казаков, В.Поздеев

 

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Жанры

Поп.

Годы

1969 – 1971.

Страна

 СССР

Город

Пенза

Откуда

Пенза

Язык песен

русский

   

Участники

 

Губайдуллин Рафаил – гитара, вокал (руководитель)

Милюков Юрий – ударные

Сагай Александр – бас-гитара, гитара

Поздеев Владимир – гитара

Казаков Александр – гитара, бас-гитара

Стома Юрий – ударные

 

Королёв Сергей – клавишные (1994)

Тарасов Владимир – ударные (1994)

Другие
проекты

Ансамбль ППСТ, «АВРОРА», «КУРАНТЫ», «СВЕТЛЯКИ», «ИСКАТЕЛИ».

 

 

 

   Неутолимая тяга к достижению идеала побудила Рафаила Губайдуллина преобразовать успешную «АВРОРУ» в ещё более значимую группу – «Мираж». «Авроре» ещё только предстояло отыграть концерт в парке им. Белинского в сентябре 1969 года, а репетиции нового ансамбля уже начались. Из старого состава, кроме, разумеется, самого Рафа, остался лишь барабанщик Юрий Милюков, остальные участники - А.Сагай, В.Поздев, А.Казаков - были приглашены из другой, популярной в Пензе группы «СВЕТЛЯКИ». На этом, правда, преобразования в составе не закончились: буквально через два – три месяца за ударную установку  ушедшего Милюкова сел Юрий Стома, а два Александра поменялись инструментами: Казаков взял в руки бас-гитару, Сагай же переключился на ритм-гитару. И это сработало! Группа начала активно выступать, первой в Пензе записала пару песен на телевидении и моментально приобрела звание «лучшей».

   Менее чем через полгода состоялось самое яркое выступление группы: на фестивале «Серебряные струны-70» в Горьком (ныне Нижний Новгород). Исполненная там программа произвела эффект взорвавшейся бомбы, а игра Рафа Губайдуллина удостоилась похвалы многих авторитетных музыкантов и критиков не только в СССР, но и за рубежом. Кроме блестящих отзывов группа привезла из Горького и внушительную стопку различных дипломов.

    К сожалению, возникла и проблема, типичная для того времени: трансляция заключительного выступления группы, в которой исполнялись «западные» песни, перехваченная финским телевидением, «ушла» на публику не только в Европейские страны, но и в Канаду. Ничего не знавших об этой акции участников «Миража» по возвращению домой начали вызывать «куда следует», проводя с ними просветительские беседы и нравоучения. Выступление на пензенском конкурсе-фестивале «Весенние ритмы-70», состоявшемся буквально через несколько дней после Горького, было названо в прессе формалистическим и бессодержательным даже несмотря на то, что Р.Губайдуллин был признан лучшим гитаристом.

1970, г. Горький.   Ю.Стома, А.Сагай, Р.Губайдуллин, А.Казаков, В.Поздеев (фото из архива А.Вдовина).

 

   Группа продержалась ещё чуть более года, но публичного признания власть имущих так и не удалось добиться, а выступление на «Весенних ритмах-71» было фактически сорвано. Кончилось всё тем, что окончивших в 1971 году Политехнический институт музыкантов раскидали по всей стране: Юрий Стома был распределён в Магадан, гитариста «забрили» в армию, а руководитель и идейный вдохновитель коллектива, Рафаил Губайдуллин, принял приглашение друзей из Горького и уехал туда, фактически даже не простившись с оставшимися в Пензе друзьями.

   В 1994 году «Мираж», собравшийся в изменённом составе специально для фестиваля «Марока», произвёл на нём фурор и был признан лучшим, но это была разовая акция, хотя и подтвердившая уникальность игры Рафа Губайдуллина и добавившая ему славы…

 

1969-09-01 – первая репетиция (ДК «Южный»).

1970-02-27/28  - участие в фестивале «Серебряные струны-70». Горький. Ансамбль: Лауреат и Диплом третьей степени; дипломы «Лучший соло-гитарист», «За лучшую ритм-гитару», «За лучшую композицию» - «Метеоритный дождь», «За лучшую аранжировку» - «Степь да степь кругом», приз Городского молодёжного клуба.

1970-03-01/03 – участие в фестивале «Весенние ритмы-70». Р.Губайдуллин – лучший гитарист. В.Поздеев – 2-место среди гитаристов.

1971-03 - участие в фестивале «Весенние ритмы-71». Срыв программы.

1971, лето – распад группы, отъезд Р.Губайдуллина в Горький.

 

"Мираж" в Колышлее. А.Сагай, Р.Губайдуллин, А.Казаков.

 

 Цитаты:

   «У нас была хорошая школа – на ВЭМе с нами долго занимался пришедший туда после института Александр Казаков (экс-«Мираж», где они с Рафом Губайдуллиным составляли костяк команды, задолго опередившей время). Даже спустя 50 лет, когда я слушаю их выступление на фестивале в Горьком, записанное на батарейную «Орбиту-2» через микрофон МД-47 в вытянутой руке, с треском и шумом публики, дух захватывает от гитарных ходов Рафа!» (А.Вдовин, бас-гитарист группы «АЭЛИТА»).

 

АУДИОЗАПИСИ.

 

Видео: не найдено.


Ссылки:

  1. Зайдфудим П.Х. «РАФ». Пенза, 2017. Стр. 23, 30, 33, 41, 79, 82, 89, 93, 101, 105, 109-123, 134-136, 138, 143-144, 171-172, 180.
  2. «Молодой ленинец». 05.03.1970, № 28. «На фестивале».
  3. «Молодой ленинец». 02.04.1970, № 40. «О чём поют гитары».
  4. Газета «Мир людей», 07-13/03-1993. «АВРОРА (МИРАЖ)» (рок-энциклопедия).
  5. Газета «Мир людей», 21-27/03-1993. «АЭЛИТА» (рок-энциклопедия).
  6. Газета «Мир людей», 03-11-1994. «Прошло 30 лет. Аккорды не забыли?».
  7. Газета «Мир людей», 10-11-1994. «Фестиваль "Марока": жалко , что маятник, а не вечный двигатель...».
  8. Газета «Доброе утро» (Пенза). 18/20.11.1994. «Деды» и «внуки»».
  9. Газета «Пензенская правда». 26.11.1994. «Если заиграли рок, не сидите, как сурок».
  10. Газета «Пензенская правда». 05.01.1995. «Спасибо газете, что она нас помнит».
  11. Газета «Молодой ленинец», 18.03.2003, № 12. «Живая легенда пензенского блюза».
  12. Газета "Молодой ленинец", 10.01.2017. Вержбовский В. «Ушёл из жизни легендарный Раф Губайдуллин».
  13. Вержбовский В., Марченко Г. «О пензенском музыканте писали "Биллборд" и "Роллинг Стоун"». "Пенза + ТВ", 11.01.2017.
  14. Газета "Молодой ленинец, 14.02.2017. Вержбовский В. "Пенза, даёшь диск в память о гениальном гитаристе!".
  15. Вержбовский В. «Уникально-талантливый гитарист из Пензы». Интернет-публикация, 14.02.2017.
  16. Зайдфудим П., Канифатьев А., Усейнов В. «Раф Губайдуллин — для многих пензяков само имя звучит как музыка». 13.10.2017.
  17. Казаков А. «Воспоминания. Фрагменты». 2019.
  18. Лехин Ю. «Как всё это было». 2019. Глава 9.

 

Текст подготовлен Сергеем Бахталиным на основе воспоминаний Александра Казакова, Юрия Лехина, Александра Вдовина.

Фото: из открытых источников.