Печать
Категория: МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ (мини-реценизии)
Просмотров: 1033

Мне всегда было интересно узнать, что думают о пензенских музыкантах люди, которым нет смысла «хвалить своё болото». А поскольку я люблю блюз и являюсь поклонником нашей группы «Приход веснЫ», то как-то взял и попросил своего доброго приятеля, одного из основателей саратовской блюз-роковой группы «Иуда Головлёв» Сергея Битова, прокомментировать пластинку ПВ. Ответ Сергея я некоторое время не выкладывал на обозрение, не был уверен, что он представляет интерес для широкой публики, поэтому переслал письмо только Дмитрию Орехову, лидеру «Прихода веснЫ». Но по некоторому размышлению подумал, что смысл в публикации есть: письмо поможет понять внутренние составляющие песенного творчества наших блюзменов, а, может быть, и посмотреть на группу свежим, заинтересованным взглядом…. Так что, с надеждой!

 

Привет!

Честное слово, несколько раз пытался сесть за написание статей, но как-то не пошло. Вот именно в форме статей не получается, и всё тут... Так что давай я всё это напишу в форме частного письма просто лично тебе, а ты уж сам смотри, можно ли это использовать где-нибудь, если будет желание... Заранее даю "добро" на любое цитирование.

  

Сергей Битов

 

Сначала про "Приход Весны". Сразу скажу, послушать было интересно. И в целом скорее понравилось. И первой мыслью было написать эдакую хвалебную статью. Начал было набрасывать, но обнаружил, что больше критикую, чем хвалю. Но как бы и разгромный материал тоже не хотелось делать, так как... так как скорее понравилось, чем не понравилось. И я как-то даже не сразу сообразил, в чём тут дело. А потом дошло. Ребята позиционируют себя, как приверженцы блюза. И номинально многое в их песнях действительно относится к блюзу. Но... это не блюз. То есть во многом это блюз по форме (точнее, по некоторым нюансам), но по духу это совсем не блюз. Если попытаться всё же определить жанровую принадлежность того, что ребята играют (по крайней мере, на альбоме, который я прослушал), то, на мой взгляд, это скорее традиционная русская бардовская песня с блюзовыми элементами. И тут я, наверное, соглашусь с Троицким и многими другими, которые утверждали, что вообще весь русский рок вырос в первую очередь именно из бардовской песни, а не из Битлов и иже с ними.

Если воспринимать "Приход Весны" именно с этой точки зрения – всё очень здОрово. Но как только пытаешься воспринять это именно как блюз – сразу вылезает всё то, что блюзу не соответствует, причем не только и не столько по форме, но и по духу. Скажем, традиционная форма блюза (одна короткая строка, повторение этой строки с минимальной вариацией, и рифмование этой строки с длинной третьей, как бы подводящей итог сказанного) сформировалась неспроста. Этот приём достаточно часто встречается вообще в народной музыке, и он как бы акцентирует внимание слушателя на какой-то мысли. "Вдалбливает" её, так сказать )))) В "Приходе Весны" нет ни одной песни, построенной в соответствии с этой структурой. При этом тексты очень интересные! Поймал себя на мысли, что в каком-либо другом стиле эти тексты воспринимались бы гораздо лучше. А когда они положены на номинально блюзовую гармонию, мозг по привычке ожидает вот этого "вдалбливания", и в итоге на тексте просто не успеваешь сосредоточиться, и мысль автора успевает ускользнуть.

 

 

Много и других нюансов, чисто музыкальных. Например, почти во всех песнях "Прихода Весны" довольно рваный ритм. Тогда как в блюзе, наоборот, ритм играет важную роль, он должен быть скорее даже не "равномерным", а, я бы сказал, "гипнотическим". В жертву этой "гипнотичности" часто приносится и техника игры, и многое другое. В первую очередь должен быть так называемый "грув". У ребят же именно "грув" отсутствует напрочь.

Подобное наблюдается и в технике игры, и в вокале. Блюз вообще-то характерен как раз "грязной" игрой и вокалом. Но! У классических блюзменов грязь в игре – это как раз жертва этому самому груву, там, где чистота исполнения непринципиальна, главное, чтобы слушатель не выходил из вот этого самого блюзового гипноза. У ребят тоже иногда проскакивает грязь в игре, но в каких-то совсем неожиданных местах, тогда как те моменты, которые можно было бы сыграть небрежно (наверное, правильнее говорить именно "небрежно", а не "грязно"), в записи сыграны очень чистенько (но при этом как раз эти места часто и выбиваются из грува).

Аналогичная история с вокалом. Небрежное интонирование – тоже чисто блюзовая "фишка". Но все эти приёмы – т.н. "блюзовые понижения", недотягивания, "съезды" и т.п. – должны быть строго на своих местах. Их нужно чувствовать. А у ребят вокалист кое-где неожиданно "подпускает петуха" (и это не в живой, концертной, а выверенной студийной записи!), но при этом как раз во многих местах именно концовки фраз, где можно было бы "съехать" или вообще проговорить их речитативом, пропеты очень чётко и аккуратно.

Кроме альбома, я попытался поискать и другие выступления ребят, где они выступали не дуэтом, а с кем-то ещё. Например, где-то наткнулся на видео, где с ними играет басист. Честно скажу, впечатление значительно лучше – бас как раз во многом держит на себе вышеупомянутый грув, маскируя все остальные неточности.

В общем, резюмирую и ещё раз повторюсь: если воспринимать "Приход Весны" как бард-рок с элементами блюза – очень хорошо. Весьма интересно, и местами просто даже неожиданно. Но когда тебе говорят: вот, мол, ребята настоящие блюзмены – то ожидаешь, соответственно, услышать именно блюз, а это не совсем блюз. Или даже почти вообще не блюз.

Хорошо это или плохо? Не знаю. Наверное, всё-таки хорошо. Как только я разобрался, что именно мне режет ухо, и ещё раз переслушал альбом именно с "бард-роковой" точки зрения – мне понравилось почти всё. И, наверное, такой вот "бард-рок с элементами блюза" тоже имеет свою нишу. Но, на мой взгляд, именно в такой формулировке. Всё-таки это не блюз, какими бы любителями блюза не были сами ребята...