ИГРА В ПЭЙС

 

1993 – 1994. Кузнецк. Михаил Форманюк, Михаил Барабанов, Дмитрий Тюленев.

 

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Жанры

поп-панк рок

Годы

1992 – 1996

Страна

Россия

Город

Кузнецк, Пенза

Откуда

Кузнецк

Язык песен

русский, «птичий»

 

 

 

 

 

 

Участники

 

Дмитрий Тюленев – вокал, гитара, аккордеон

Михаил «Шара» Барабанов – бас-гитара

Михаил Форманюк – ударные

Дмитрий Самойлов – гитара, вокал

Дмитрий «Митрий Юрич» Куликов – гитара

Вадим «Кеша» Павлов - ударные

Кирилл Метальников - ударные

Борис Кулашкин – клавишные, флейта, вокал

 

 

    «ИГРА В ПЭЙС» - именно с таким написанием названия эта группа была известна в Кузнецке уже в 1991 году. На фестивале «Осенние ритмы -1991» «ИГРА В ПЭЙС» получила приз зрительских симпатий и отличные отзывы, тогда её музыка и сценические манеры были похожи на московскую группу «ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ», и своих поклонников коллектив имел в достатке.

   В самом начале октября 1992 года в театре «БУМ» должен был состояться небольшой фестиваль рок-музыки, на котором ожидались пензенские «БАРАНЫ В АФРИКЕ» и  «ГЛУПАЯ ДЕВУШКА». Должны были выступить и кузнецкие «игроки». Но, как это часто бывает в жизни, в группе случились кардинальные события: вокалист и ритм гитарист, автор текстов и музыки Олег Ивановский ушёл в армию, соло гитарист и главный аранжировщик Денис Апаров уехал на учёбу в Пензу, а бас-гитарист Сергей Долганов покончил с собой. Оставшийся в одиночестве барабанщик и композитор группы Михаил Форманюк, ставший её фронтменом и имевший дружеские отношения с руководством театра, собрал новую формацию под названием «THE PULPO EXTRACTORS».

 

1994. Репетиция в ДК «Рассвет». Михаил Форманюк.

 

   Именно эта группа, продвигающая в массы гаражный панк-рок,  должна была отыграть сет на фестивале. Но, учитывая, что в городе группу с таким названием не знали, организаторы фестиваля решили вернуться к старому, известному имени. Правда, на афишу вкралась помарка, из-за которой ансамбль стал «называться» «ИГРА В СПЕЙС» (видимо, очарование космической электроникой французского «SPACE-а» забавным образом повлияло на создателей афиши).

   Итак, 01 октября 1992 года на сцену театра «БУМ» вышла обновлённая группа в составе: Михаил Форманюк, Михаил Барабанов, Дмитрий Куликов и Борис Кулашкин.

   Борис Кулашкина, окончившего с отличием музыкальное училище и уже работающего регентом в Казанской церкви Кузнецка, «приняли» в группу на должность художественного руководителя. Причина простая – полная музыкальная неграмотность остальных участников. Борис, в свою очередь, позвал  своего друга, музыканта ресторанного ансамбля «ДАЙ БОГ» Дмитрия Тюленева, в состав новой группы. Спустя короткое время, поняв, что у группы есть определённые перспективы, внутри коллектива решили, что эта пара возьмет над ансамблем шефство, а фронтменом станет обладатель симпатичного голоса Дмитрий Тюленев. А учитывая  добрую репутацию Кулашкина, как талантливого кузнецкого музыканта, группа получила собственную репетиционную базу и начала делать свою первую программу. Бывшие же участники группы, Ивановский и Апаров, дали добро на сохранение за коллективом старого имени «ИГРА В ПЭЙС».  

   Дмитрий «Митрий Юрич» Куликов:  « Когда распалась кузнецкая группа «ГИЕНА», то «Шара» (Михаил Барабанов) позвал меня и Мишу Форманюка поиграть с ним. Мы поначалу никак не назывались, репетировали в подвале клуба железнодорожников. В один прекрасный момент «Шара», будучи студентом Кузнецкого музучилища, сказал, что к нам на «репу» придет офигенный музыкант.

Пришел высокий блондин, весь на шарнирах, разговаривал  в странной, мягкой манере. Это и был Тюленев. … Насколько я знаю, Дима родился в Тольятти, там же учился в музыкальной школе. Когда окончил среднюю школу, они с матерью перебрались в Кузнецк, где он поступил в Кузнецкое музучилище по классу аккордеона, при этом сразу на второй курс, откуда и стартовал в андерграундную музыку.

 

1994.  Репетиция в ДК «Рассвет». Дмитрий Тюленев.

 

    Он показал нам песню «Прошу постой-стой лето...», нам понравилось, решили, если не сделать ее, то, хотя бы, поиграть…  Конкретно рок-музыкой он никогда не увлекался. «Тюленю» нравилась вся музыка, от «голимой» попсы, до «гаражного» андеграунда. Его любимый исполнитель — Майкл Джексон, но это не мешало ему любить всех остальных. В каждой музыкальной композиции, в каждом исполнителе находил что-то интересное».  

   Началась новая, полная перспектив жизнь, сделавшая очередной вираж буквально через полгода. Уже в феврале 1993 года Дмитрий Куликов покинул группу, а 1 апреля, в связи с глубокой депрессией из-за своего здоровья и увлечения учением «Агни Йогой», покончил с собой Борис Кулашкин.

   Михаил Барабанов: «…в итоге мы стали играть втроем: я, «Тюлень» и Форманюк, такая «кузнецкая» «Нирвана». Вот тогда-то и был записан первый мини-альбом, материал был общий. Мы решили, что нужно придумать для нашего материала «птичий язык». На это нас подтолкнула «ГЛУПАЯ ДЕВУШКА». Они исполняли какую-то песню, мы не разобрали слов, и решили, что именно так нужно подходить к сочинению. Или, к примеру, услышали у них неровный размер— 5/4, тут же написали песню в 7/4. Вот такое творческое соперничество!

   Первый наш выезд в Пензу как «ИГРЫ В ПЭЙС» состоялся в 1993 году, играли мы в «политехе», в рок-клубе «Сталкер» с местной металлической группой «ASSARIS». После этого были выступления на фестивалях «МаРока» и «Раскачивая Восток», а потом мы покинули Кузнецк и переехали в Пензу».

 

   Вспоминает руководитель группы «ДУБРОВСКIЙ БЭНДЪ» Дэн Издольный:

   «После фестиваля «Раскачивая Восток» в 1994 году в Пензе во Дворце творчества кузнецкая группа «ИГРА В ПЭЙС» сразу оказалась  у всех на слуху, встав в один ряд с мэтрами пензенского андерграунда. Ею восхищались, песни перепевали, а фронтмен коллектива Дима Тюленев стал культовым героем пензенской тусовки. Тощий, высокий, иногда зарабатывающий игрой на аккордеоне, он всегда был весел и счастлив тому, что просто живет на свете, и может петь и играть».

 

Май, 1994. Рок-фестиваль «Раскачивая Восток» (Пенза). Дмитрий Тюленев.

 

 

  Московский друг и биограф Д.Тюленева Антон Николаев добавляет:

   «Важно также отметить самобытность «ИГРЫ В ПЭЙС» в сложно воспроизводимом сочетании попсы и гитарного андеграунда помноженном на лаконичное, но отточенное мастерство аранжировок  и летающий поверх живого, эмоционально насыщенный тенор. Такого (скорее подобного, но не суть!) много стало в начале нулевых. Но в начале девяностых это воспринималось если не как чудо, то что-то очень свежее.

 

1994.Репетиция в ДК «Рассвет». Михаил Барабанов.

 

Этим он выгодно отличался от современников, тогдашних «локомотивов» пензенской рок-сцены — «ГЛУПОЙ ДЕВУШКИ» и «КЕНГУРУ». Эти  интересные, местами даже очень глубокие группы, на фоне «ИГРЫ В ПЭЙС» образца 1994-96 гг., выглядели провинциально и даже немного пыльно».

   Позже, буквально через год – полтора, именно Антон Николаев предложил Дмитрию перебраться в Москву: перспективы успешного творчества в Пензе не просматривались никак. Через год туда уехал и Михаил Барабанов. Живя в Москве Дмитрий Тюленев с друзьями организовал две формации – «ЦОКОТУХА» и «ПАНИ ВАЛЕВСКА», которые, увы, так и не получили должного призвания…

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

1991 – основание группы «ИГРА В ПЭЙС».

1992-10-01 – концерт в театре «БУМ» под названием «ИГРА В СПЕЙС». Другие участники «БАРАНЫ В АФРИКЕ», «ГЛУПАЯ ДЕВУШКА».

1993-01-07 – концерт в ДК «Рассвет» (Кузнецк).

1993-05-16 – выступление в клубе «Сталкер» (Пенза). (первый концерт группы в Пензе).

1994-02(?)- выступление в клубе «Аэроплан» (Пенза).

1994-05-03/04 – выступление на рок-фестивале «Раскачивая Восток» (Пенза). (Выступали вне программы фестиваля).

1994 - переезд в Пензу.

1994-10-01/02 – выступление на фестивале «Осень-94». Комсомольский парк (Пенза).

1994-11-05 – выступление на рок-фестивале «Марока». Дворец творчества (Пенза).

1994-11-20 – выступление на фестивале «Осенние ритмы-94» в ГДК «Родина». (Кузнецк).

1994-12 – выступление в арт-клубе «Пилот» (Москва).

1995 – выступление в клубе «Аэроплан» (Пенза).

1996 – переезд Дмитрия Тюленева в Москву. Окончание деятельности «ИГРЫ В ПЭЙС».

 

1993-1994. Кузнецк. Барабанов, Тюленев, Форманюк.

 

 

Друзья и музыканты о Дмитрии Тюленеве.

Бомбилы Шоферовы: «Мне всегда было стыдно признаваться своим музыкально грамотным друзьям, что мне на самом деле нравится, что делает Дмитрий Тюленев. На самом деле всегда сложно объяснить почему нравится музло на условной шкале находящееся где-то между Агатой Кристи и Леней Агутиным. Но тем не менее, я начиная с осени 1994 года, когда я познакомился с ним в Пензе, до лета 2012, когда Дмитрий Тюленев погиб, как считается, от несчастного случая по пъяни убившись на лестнице в подъезде, внимательно следил за всем что он делает, но относился к этому снисходительно. Как нередко слушают неудачные новые записи тех групп, которые когда-то вызывали живой интерес. Мне очень нравилось, что Тюленев делал в первой половине девяностых, когда он увлекался гранжем и панком, создав какую-то странную смесь, которую сейчас посчитали бы за эпигонов И.Лагутенко и З.Рамазановой, но другой. Это был прекрасный рокопс - мутантный замес андеграундного и виа-филармонического. … Когда в конце девяностых все взахлёб слушали Лагутенко и Рамазанову, я радовался, что у этих вполне адекватных и талантливых ребят что-то вышло, но было и ужасно грустно, что время Тюленя ушло, так и не наступив».

 

 Дмитрий Чёрный, писатель:   «…если у Эдди Веддера (музыкант, лидер, вокалист и гитарист группы Pearl Jam) убавить мускулинность и вообще все низкие частоты, и оставить фирменное тремоло – получится вокал Димы Тюленева, вот только он поёт сейчас на русском, и, вероятно, вообще не знает об открытом нами с Мотей его сходстве с американским Эдичкой. Я продолжаю рассматривать, в чём же технический секрет такого ясного и качественного звучания».

 

Артём Корабельников: «Мы познакомились осенью 1994 г на фестивале «Раскачивая Восток» в Пензе. Отличный, да что там говорить, лучший сет фестиваля! Наши возгласы восторга от их выступления можно услышать на записях 6 треков под именем «Игра в Пейс». Фото в пензенских газетах с этого феста запечатлели Диму с поднятой ногой в супер-модном ботинке с оторванной подошвой (это фото сделано на фестивале «Марока»).  … Кстати, аудиозаписи с этого фестиваля имели уже тогда коммерческий успех, во многом благодаря «Пейсам». Пожалуй, это тот уникальный случай, когда зал был пьянее музыкантов. Во всех остальных случаях случалось, в основном, наоборот».

 

05.11.1994. Рок-фестиваль «Марока (Пенза). Дмитрий Тюленев.

 

Геннадий Скворцов: «… Он не успел до конца раскрыть свой талант. Мне удалось присутствовать на первом его "большом" концерте в г. Пенза в клубе "Аэроплан". А до этого даже поиграть с ним на одной сцене в г. Кузнецк в ДК обувной фабрики. Это было здорово по тем временам. Его творчество - это неординарный взгляд на происходящее. В нём есть свой почерк, узнаваемый почерк. А это не мало для музыканта. Не могу сказать, что все композиции претендуют на хиты, но ностальгические приятные моменты заставляют возвращаться к его музыке. Жаль что он не с нами....»

 

Об игре в пэйс.

«Есть такая игра. Поделился с нами ей Миша Форманюк. Участники рассаживались в круг, первый спрашивал соседнего: «Ты умеешь играть в Пейс?», тот отвечал, что нет, задавал вопрос следующему, и так далее. Когда круг замыкался, все восклицали: «А чего мы тогда тут все собрались?». Игра окончена, ведь никто не умеет «играть в пейс». (Дмитрий «Митрий Юрич» Куликов).

 

1990-е, начало. Дмитрий Куликов.

 

«…это игра такая, когда пьешь водку каким-то хитрым образом, держа стакан за верхнюю часть вытянутыми пальцами, что он может легко упасть. Играющие напиваются до тех пор, пока кто-то не уронит стакан. Такая вот немудреная игра». (Антон Николаев, биограф Дмитрия Тюленева, Москва).

«Есть такая игра у наркоманов, лишённая смысла, но очень смешная. Играющие правил не знают, их просто не существует. Нужно только собраться и спросить: «Умеешь?», и начинать спустя некоторое время. Когда это надоедает, обламывает, появляется вопрос: «Так зачем мы здесь собрались?» Тогда эта игра считается законченной». (Дмитрий Тюленев).

 

Михаил Барабанов о других участниках «ИГРЫ В СПЭЙС».

Дмитрий Самойлов играл в группе с января 1994 года по май 1996 года на соло гитаре, а также был автором музыки и аранжировщиком и вторым вокалистом. Мы раньше играли с ним в хеви-метал группе «ГиенА». Он пришёл из армии в ноябре 1993 года, где служил в ансамбле песни и пляски. Я звал его к нам в группу «Игра в Пэйс» но он думал, что это какой-то голимый андеграунд и не сулит ему не каких переспектив. Но, так как он тоже вернулся на духовое отделение Музыкального училища, то мы все: я, Самойлов и «Тюлень» постоянно находились там вместе и так он постепенно всё-таки влился в группу через 3 месяца после прихода из армии.

 

1994 – 1995. Д. Самойлов на кухне у Д.Куликова.

 

Вадим Павлов, «Кеша»: суперстар Кузнецкого андеграунда и великий хеви-металл барабанщик из группы «ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ». Когда я и Самойлов играли в „ГиенА“ то мы репетировали в одном ДК «Родина» с Кешей. Мы очень обрадовались, когда весной 1994 года он согласился играть с нами, так как Форманюк уехал из города.

На фестивале «Осень-94». Комсомольский парк (Пенза), произошёл конфликт Димы  Самойлова с поклонниками пензенской группы «СИРЕНЕВЫЙ ОРКЕСТР», переросший  в драку, нервозность от которой перешла сразу в конфликт Самойлова с Павловым. Этот концерт Вадима «Кеши» Павлова был последним в составе группы, на его место был приглашён Кирилл Метальников.

 

 

Аудио:

 

На «птичьем» языке:

 

Видео: 

  1. Отрывок из концерта. 06.1994. Кузнецк, театр-студия «БУМ». Съёмка Юрий Шмарёв.  3:00

 

 

Ссылки:

  1. Газета «Мир людей», 30/05-05/06-1993. «Новости».
  2. Газета «Мир людей», 12.05.1994. «Мелодии с "Востока"».
  3. Газета «Мир людей», 23.06.1994. «PULL». (упоминание)
  4. Газета «Мир людей», 03.11.1994. «Прошло 30 лет. Аккорды не забыли?». (упоминание).
  5. Газета «Мир людей», 10.11.1994. «Фестиваль "Марока": жалко, что маятник, а не вечный двигатель...».
  6. Газета «Доброе утро» (Пенза). 18/20.11.1994. ««Деды» и «внуки»». (упоминание)
  7. Газета «Пензенская правда». 26.11.1994. «Если заиграли рок, не сидите, как сурок».
  8. Газета «Мир людей», 15.12.1994. «Осень кончилась, ритмы остались».
  9. Газета «Мир людей», 25.05.1995. «Новизна в "Пилоте", или инструкция по игре в пейс».
  10. Каменцев В., ??? «Лети, "Аэроплан"!». (упоминание)
  11. Дмитрий Черный. «Гибель рок-героя». 12.07.2012.
  12. «Гастроли по пятницам». Дмитрий Тюленев: «Игра в Пейс», «Цокотуха», «Пани Валевски». 19.04.2019.

 

 

Статья подготовлена Сергеем Бахталиным на основе воспоминаний Михаила Барабанова, Дмитрия Куликова и статьи Дэна Издольного (12).

Фото: Дмитрий Куликов.