ЧАРДАШ
(вокально-инструментальный ансамбль треста «Жилстрой»)
1977. Пенза. Открытие кинотеатра "Современник".
Первый состав: Александр Шмелёв, Семён Гольцман, Вячеслав Школьник (ведущий), Владимир Ермоленко, Виктор Чумаков, Игорь Пискунов, Геннадий Портретов, Олег Кузнецов, Алексей Мочалов.
(Фото: архив В.Школьника).
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Жанры |
вокально-инструментальный ансамбль |
Годы |
1977 – 1985 |
Страна |
Россия |
Город |
Пенза |
Откуда |
Пенза |
Язык песен |
русский, венгерский, болгарский, английский, украинский и др. |
|
|
Участники разных лет и составов
|
Семён Гольцман– кларнет, духовые. Руководитель. Юрий Трубиньш - клавишные Александр Кальман - саксофон-баритон, тромбон, флейта Геннадий Портретов – вокал Алексей Мочалов – клавишные, вокал Олег Кузнецов – гитара Игорь Пискунов – ударные Виктор Чумаков – бас-гитара Владимир Ермоленко – скрипка Александр Шмелёв – альт-саксофон Ольга Берсенёва - вокал Анатолий Луконин - вокал Константин Величко – клавишные Александр Поршнёв - труба Александр Терещенко - труба Александр Казаков - бас-гитара Владимир Перетрухин – ударные Серафим Макаров – вокал Клавдия Бердина - вокал Ольга Салмина - вокал Ольга Кохова - вокал Наталья Анчихрова - вокал Светлана Королёва - вокал Сергей Щербань – гитара, вокал Наталья Адаменко – вокал Елена Шанина - вокал Галина Шанина – вокал Евгений Гуляев – скрипка Константин Абоимов – скрипка Павел Шнейдерман – виолончель Иштван Богаш – вокал Андрей Юматов – гитара Александр Беляков – бас-гитара Артур Саруханов - вокал Владимир Тарасов - ударные
|
|
|
ВИА «Чардаш» - один из трёх музыкальных проектов, которыми в конце 1970-х годов Семён Гольцман занимался одновременно. Параллельно с «Чардашем», ставшим проектом «для души», существовал очень сильный коллектив, играющий по вечерам в ресторане железнодорожного вокзала «Пенза-1». А ещё была подработка оркестра Дворца бракосочетания. Понятно, что часть действующих музыкантов стала участниками всех трёх коллективов.
«Но этот переходный период от «Алых Шевронов» к «Чардашу» был связан и с кинотеатром «Современник». Кинотеатр только открылся, и я договорился с Екатериной Петровной Баранчеевой, которая тогда была его директором, и мы выступали перед сеансами: сидит публика в зале, а мы на сцене, прямо в большом зале перед экраном играли минут 20 – 30. Мы «Регенты» брали из ресторана на Пензе-1 и тащили в «Современник», чтобы там заниматься. А потом мы нашли очень солидную базу в тресте «Жилстрой».
Строительный трест «Жилстрой» в эти годы был флагманом пензенского строительства, практически всё жильё в городе от Арбеково до Терновки было построено этой организацией. Возглавлял трест «Заслуженный строитель Российской Федерации Валентин Михайлович Журавлёв. И конечно, такие крупные предприятия стремились иметь в своём составе сильных спортсменов и сильную художественную самодеятельность.
«В «Жилстрой» попали совершенно случайно. Тогда самодеятельность котировались ЗИФ, Часовой завод, то есть, на сильных предприятиях. А трест «Жилстрой» был крупнейшим строительным предприятием. И поскольку у нас ребят было много, надо было их всех устроить. Я там был художественным руководителем, директором клуба. Костя Абоимов с Александром Кальманом написали об этом такую песню:
От Москвы до Бреста нет такого треста
Как у нас есть в Пензе трест «Жилстрой».
Двадцать музыкантов, признанных талантов,
Вам споют, сыграют всей душой.
Слесарь Юрий Трубиньш, плотник Абоимов
И сантехник Кальман Александр.
Столяр Сеня Гольцман, Казаков – жестянщик,
Ночной сторож Паша Шнейдерман.
Будущее наше с каждым днём всё краше,
Коллектив наш, в общем, не плохой.
Где мы жить не будем, мы не позабудем
Дом родной, кормилец, трест «Жилстрой».
1980. Пенза. Семён Гольцман, Андрей Юматов.
Любопытна история названия ВИА «ЧАРДАШ». Появившись в Венгрии, танец чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам и регионам. А в нашем ВИА, как и сейчас в оркестре, которым руководит Семён Романович Гольцман, «Симон оркестре», всегда играли музыканты самых разных национальностей.
«Почему «Чардаш»? По многим причинам. В коллективе было 7 национальностей: серб, венгр, русский, украинец и т.д. Мы даже пели венгерскую песню о садовнике: что если я погибну, то в раю стану садовником и буду выращивать цветы. Тогда Пенза была побратимом с Бекешчабой, так что интернациональная тема меня всё время ведёт».
ВИА «ЧАРДАШ» выступал не только на мероприятиях, проводившихся трестом, но также участвовал в нескольких ежегодно проводившихся конкурсах-фестивалях «Сурская весна», на которых неизменно завоёвывал места среди победителей, в 1979 году – стал победителем. А в пик своего расцвета, в 1979 году съездил и в Горький, где выступил на фестивале «Нижегородская музыкальная весна», откуда вернулся лауреатом. Естественно, что руководство строительного треста с радостью принимало успехи своего коллектива.
«В 1979 году исполнилось 20 лет тресту «Жилстрой», это событие проводилось в ДК им. 40-летия Октября. К тому времени мне удалось подготовить в тресте коллективы самодеятельности. Туда пришли Володя Морозов, у него были ансамбли «Радость» и «Дюймовочка», ансамбль «Балалайка» (Саша Маляров), академический хор, цирковой коллектив. После нашего выступления на празднике, к нам пришёл восторженный Журавлёв с приехавшим из Москвы замминистра строительства, который сказал: «Давай выстроим нашим артистам Дворец культуры».
Жаль, что эта идея так и не воплотилась окончательно, дело закончилось строительством «нулевого» цикла, а затем на этом месте было построено совсем другое здание.
Сам «ЧАРДАШ» распался в середине 1980-х. По всей стране началось ужесточение правил жизни и труда, на предприятиях начались проверки реально работающих с выявлением «подснежников», в число которых входил практически весь состав ВИА. Пришлось увольняться и искать другие места работы. Этим всё и закончилось.
1979 год. Фестиваль-конкурс «Сурская весна-79».
Г.Шанина, Е.Шанина, Ю.Трубиньш (рояль), Н.Адаменко, В.Ермоленко, К.Абоимов, Е.Гуляев, С.Макаров, П.Шнейдерман (сидит сзади), С.Щербань, В.Перетрухин, Г.Портретов, А.Казаков, С.Гольцман, А.Терещенко, А.Поршнёв.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:
1979-04 – выступление на фестивале «Сурская весна-79». Лауреат. Первое место
1979-05 - выступление на фестивале «Нижегородская музыкальная весна». Диплом третьей степени.
1980-04 – выступление на фестивале «Сурская весна-80». Лауреат.
1981-04 – выступление на фестивале «Сурская весна-81». Диплом третьей степени.
Аудио:
Песни скоро должны появиться.
Ссылки:
- Газета «Молодой ленинец». 16.04.1981. «"Сурская весна-81"».
- Газета «Молодой ленинец». 05.05.1981. «О чём поют гитары?».
- Журнал «Пенза плюс ТВ». «Оркестр – это всегда праздник». 28.08.2013.
- «История музыкальной культуры города Пензы». Монография. Москва, 2017. Стр.57.
- Энциклопедический словарь «Выдающиеся деятели науки и культуры современной России». Москва, 2018. Стр. 86,
Статья подготовлена Сергеем Бахталиным на основе воспоминаний Семёна Гольцмана.
Фото: архив С.Гольцмана, В.Школьника.