АЛЫЕ ШЕВРОНЫ

(вокально-инструментальный ансамбль Пензенского высшего артиллерийского инженерного училища имени главного маршала артиллерии Николая Николаевича Воронова)

 

Владимир Васильев, Сергей Пигин, Анатолий Набережный, Евгений Крупкин (вверху), Александр Румянцев, Серафим Макаров, Сергей Варников. Внизу Валерий Мальков, Сергей Клименков, Сергей Матюнин. Девушки - ??

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Жанры

вокально-инструментальный ансамбль

Годы

1977 – 1985

Страна

Россия

Город

Пенза

Откуда

Пенза

Язык песен

русский

 

 

 

Участники разных лет и составов

 

Семён Гольцман – кларнет, флейта, саксофон. Руководитель.

Александр Руманцев – тромбон, гитара

Анатолий Луконин - вокал

Павел Попов – клавишные, руководитель (1978)

Владимир Перетрухин – ударные, труба

Сергей Варников – ударные

Евгений Крупкин – гитара

Евгений Игнатьев – бас-гитара

Владимир Иванов – клавишные

Сергей Пенкин – вокал

Владимир Васильев – саксофон, кларнет, флейта

Анатолий Набережный – труба, руководитель

Серафим Макаров – вокал

Сергей Пигин – тромбон

Валерий Мальков – труба

Сергей Клименков – труба

Сергей Матюнин - тромбон

 

 

   В любом военном училище служат и работают люди различных категорий. И Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище – не исключение. В нашем случае речь идёт о сверхсрочниках, срочниках и воспитанниках, ведь именно из этих категорий служащих был создан ВИА «АЛЫЕ ШЕВРОНЫ». А задумал и собрал его в реальный жизнеспособный коллектив единственный в нём служащий срочной службы Семён Гольцман. Произошло это событие в начале 1977 года. Собственно, ВИА артучилища начал репетировать ещё летом 1975 года, но только с осенним призывом этого года в коллективе появился новый участник, флейтист и кларнетист Семён Гольцман, взявший в свои руки судьбу группы.

1980-е. Семён Гольцман

 

  «Когда я служил в армии, у нас подобрались очень толковые, талантливые ребята, которые приезжали из Кузнецкого и пензенских духовых оркестров, например, из Дворца Кирова. Служили тогда воспитанники: Саша Румянцев (играл на гитаре, баритоне и тромбоне; сейчас играет в «Экспресс-бэнде»), Толя Луконин с приятным «песняровским» голосом (сейчас он работает в капелле Каширского), Паша Попов до армии занимался в 1-й музыкальной школе по классу кларнета, Володя Перетрухин играл на трубе и ударных, Серёжа Варников - светлая ему память. Женя Крупкин, тоже, к сожалению, ушедший совсем недавно и Женя Игнатьев на бас-гитаре были сверхсрочниками, и, соответственно, я – саксофон, флейта, кларнет».

 

Евгений Крупкин

 

   Вокально-инструментальный ансамбль «АЛЫЕ ШЕВРОНЫ», именно так, по принадлежности к артиллерии, в 1977 году стал называться новый коллектив. Настоящие, серьёзные репетиции начались с доставкой в гарнизон «фирменной» аппаратуры, эту операцию также успешно провёл Семён.

   «…а проблем с репетициями не было, потому что все жили в казармах. Здание клуба и оркестра было одним зданием, сейчас там стоит дом 9-этажный, и ещё -  Дом офицеров. Поэтому у нас получалось две площадки, играли на вечерах для офицеров, курсантов, Новогодние вечера, праздничные. В «Шевронах» пели много военных песен, но и «Вологду», помню, пели, пели Пашкины песни. Были и инструментальные композиции. Нам, в основном, приходилось выступать перед публикой военной».

 

Сергей Пигин, Владимир Перетрухин, Евгений Крупкин, Валерий Мальков, Александр Румянцев.

 

 

    Вскоре выяснилось, что совсем скоро, в апреле пройдёт конкурс-фестиваль «Сурская весна-77», на котором было решено выступить и предъявить свои силы музыкальной общественности города. Этот фестиваль состоялся и, как оказалось, «ШЕВРОНЫ» пришлись по душе большому количеству зрителей, пришедших на их выступление в ДК им. Кирова. Как результат – третье место, грамота, известность и, что немаловажно, признание со стороны города и руководства училища.

   «1977 год был для нас памятным ещё и потому, что после «Сурской весны» мы поехали на конкурс военных духовых оркестров Приволжского военного округа. Там были очень сильные оркестры из Саратова, Казани, Уфы, Ульяновска и т.д. и наш оркестр занял первое место».

 

Владимир Перетрухин

 

   Здесь надо сказать, что практически всегда военные оркестранты играли не только в ВИА на вечерах и праздниках, но и в духовых оркестрах при гарнизонах или училищах, причём, чаще всего, более важным было участие именно в духовом оркестре. И ещё одна важная деталь: текучка в составе, ведь служба, особенно срочная, неизбежно подходит к концу (в то время она длилась на суше два года). То же происходило и в «АЛЫХ ШЕВРОНАХ».

«…как раз в 77 году я ухожу со срочной службы, но в это время мне удалось организовать оркестр, играющий во Дворце бракосочетания и в ресторане на Пензе-1. И я всё время мечтал о создании очень сильного коллектива, которым стал «Чардаш». 

 

1980, около. Солист ансамбля Сергей Пенкин.

 

   Ансамбль «АЛЫЕ ШЕВРОНЫ» продолжил свою деятельность, и в апреле 1978 года выступил на очередной «Сурской весне». Причём выступил удачнее, завоевав второе место.

   Последним руководителем ансамбля стал Анатолий Андреевич Набережный, позднее бессменный художественный руководитель и главный дирижер муниципального духового оркестра. Именно во время его работы в ВИА к руководству страной пришёл Михаил Горбачёв и начались совсем другие веяния не только в музыке…

 

Валерий Мальков, ?, Владимир Перетрухин, ?

 

Владимир Перетрухин о песне «Bamalama» (BELLE EPOQUE).

 «АЛЫЕ ШЕВРОНЫ» играли эту вещь на танцах в парке Белинского. Было и такое: подходят к сцене в перерыве между песнями 2-3 девушки или парни и говорят: «А где у вас та девочка, которая так здорово и мощно поёт песню Бамалама? Даже лучше, чем на магнитофоне, ну мы правду говорим, слушали же эту запись! Куда вы её там спрятали? Нам нужно ей что-то сказать». Ну а мы отшучивается, смеёмся, но смех такой добрый, юморной, совместный с подошедшими. Спрашиваем: «А что вы хотели сказать-то?» «Передайте ей, пожалуйста, мы просим ещё раз спеть «Бамаламу». Не только мы просим, а вся танцплощадка. Ну, правда-правда, всем очень нравится!» Нам оставалось только улыбаться и обещать, что выполним их просьбу. Ситуация действительно необычная и смешная, по крайней мере для нас. Эту песню у нас не девочка пела, а наш вокалист Сима Макаров! И пел он её действительно на "отлично". Ну а в разговоре участвовал и Сима. Поэтому -- и улыбки, и шутки...... Через некоторое время мы её повторяли, конечно с согласия Симы, потому что песня сильная, но трудная для вокалиста, да ещё по времени она очень длинная. Чаще мы исполняли её в конце танцев и люди уходили довольные и с хорошим настроением. Сима, конечно, молодец. Пел для людей, пел по их просьбе, хотя это ему было непросто, спеть в танцевальной программе 2 раза за вечер самую трудную вещь!

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

1977 – создание вокально-инструментального ансамбля.

1977-04 – выступление на фестивале «Сурская весна-77». ДК им. Кирова (Пенза). Третье место.

1978-04 – выступление на фестивале «Сурская весна-78». ДК им. Кирова (Пенза). Второе место. Приз за лучшую песню (П.Попов – «Седые ветераны».слова - Крылов).

1985-05 – выступление на фестивале «Сурская весна-85». ДК им. Дзержинского (Пенза). Приз «За успешное воплощение военно-патриотической темы».

1985 – окончание деятельности ВИА.

                                                                                                                               

Аудио:

Скоро должны появиться.

 

Ссылки:

  1. Газета «Молодой ленинец», 05.05.1977, № 10, «После конкурса».
  2. Газета «Молодой ленинец», 29.04.1978, № 10, «Сурская весна-78».
  3. Молодой ленинец, 06.06.1985. «Парад песни».
  4. Журнал «Пенза плюс ТВ». «Оркестр – это всегда праздник». 28.08.2013.
  5. «История музыкальной культуры города Пензы». Монография. Москва, 2017. Стр.55. (упоминание).
  6. Энциклопедический словарь «Выдающиеся деятели науки и культуры современной России». Москва, 2018. Стр. 86. (упоминание).

 

Текст подготовлен на основе воспоминаний С.Гольцмана и В.Перетрухина.

Фото: архив В.Перетрухина, А.Комарова, интернет.