ГЛУПАЯ ДЕВУШКА
1991. Дом учителя, Пенза.
Андрей Черкашин, Алексей Буланов, Дмитрий Степанюк, Алексей Артёмов.
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Жанры |
рок-н-ролл, ритм-н-блюз, психоделический рок |
Годы |
1988 - 1993 |
Страна |
Россия |
Город |
Пенза |
Откуда |
Пенза |
Язык песен |
русский |
Участники
|
Андрей Черкашин – вокал, гитара, музыка, тексты Сергей Родионов – бас-гитара, вокал Владимир Мытко – ударные Елена Федотова - вокал Алексей Артёмов – соло-гитара, аранжировки Алексей Буланов – бас-гитара, вокал Дмитрий Степанюк – ударные
|
Текст этой статьи написан двумя участниками «ГЛУПОЙ ДЕВУШКИ»: Алексеем Артёмовым и Андреем Черкашиным (его слова выделены жирным курсивом). Нельзя не обратить внимания на потрясающее единство мнений по самым разным вопросам.
......................................................................
Можно начать с того, что история группы — это история дружбы. Мы с Андреем Черкашиным одноклассники. Я хорошо рисовал, а он хорошо говорил. Оба — творческие, инициативные, и очень разные. С первого класса школы и до сих пор... Но по порядку.
Седьмой класс школы — начало гитарной эры, и наше подростковое сознание ошеломлено музыкой. Никто играть не умеет, но мы упорно учим аккорды и слушаем, слушаем, слушаем... «Битлз» конечно! А также Высоцкий, Макаревич, Гребенщиков, Науменко... Через год из одноклассников был создан первый музыкальный коллектив. Андрей неизменный лидер. Свои песни стали появляться сразу. Яркая поэтическая одаренность и артистизм уже тогда раскрывали его как личность.
Начались репетиции. И на самые первые наши музыкальные пробы оказал влияние наш знакомый — Антон Лысов, ныне дирижер Саратовского симфонического оркестра. Что-то музыкально точное он оставил во мне. А на раскрытие актерского мастерства вдохновлял Александр Куприянов, знаменитый зареченский режиссер и актер. Артур Куприянов, наш одноклассник и его племянник, помогали Куперу старшему в организации театральной студии, где мы полной грудью вдыхали очарование творчеством. И все это пригодилось в музыке.
1991. Репетиция в ДК им. Кирова. А.Буланов, А.Черкашин, А.Артёмов.
Учились вместе и дружили (с Алексеем Артёмовым), всё время втягивали друг друга в свои увлечения. Потом как-то я приехал из спортивного лагеря (тогда занимался футболом) со знанием «волшебных» четырёх аккордов, которые умел зажимать, и сразу начал создавать группу. Лёша с удовольствием решил мне помочь. Сначала в качестве барабанщика почему-то он решил, что может. И пошло. А Степанюк у нас сначала был в группе поддержки, был с нами, когда мы ездили куда-нибудь выступать. Потом поняли как-то, что нам надо что-то с барабанщиком делать, и я говорю: «А давай-ка ты, Димка, будешь с нами играть». Он говорит: «Я не умею». «Мы тебя научим». И он начал учиться и у него сразу что-то начало получаться.
Андрей не сразу стал фронтменом, т.е. вокалистом. Честно говоря, пели мы тогда гораздо хуже, чем играли. А играли хуже, чем сочиняли. Поэтому насколько помню, музыки и идей у нас всегда было больше, чем возможностей это воплотить. Тогда мы постоянно искали вокалиста, который мог бы исполнять наш авторский материал...
Август 1990. Стадион «ЗИФ» (Пенза). А.Черкашин.
(Фото: архив Никиты Артёмова).
Можно выделить три периода — были созданы три музыкальных коллектива, каждый со своим звуком и материалом песен. В первом составе у нас пел Сергей Родионов. Во втором — Елена Федотова (все — наши талантливые одноклассники) И только на третьем этапе у группы появилась более зрелая концепция, постоянное название, а Андрей подошел к микрофону. Первый раз «Глупая девушка» заявила о себе в клубе «Радуга» Политехнического института в 1988 году.
Первый состав: Сергей Родионов (мой одноклассник), Володя Мытко. А потом пришёл Алёша Буланов, который поразил меня, что играл один в один разные вещи: «Роллингов», «Битлз». И я думал: есть чему поучиться.
1991. Алексей Буланов.
А решили, что будем называться «Глупой девушкой» только в 1989 году. И вот мы начали репетировать осенью. Я не пел тогда, у нас Серёжа Родионов пел, Елена Федотова, одноклассница. Я к микрофону подошёл вынужденно: меня пробило, и я приходил - вот я песню сочинил. И в какой-то момент прорвался к микрофону. У меня вокальных данных особенных нет, видимо, за счёт какой-то энергии и наглости. Все смирились, что я фронтменом становлюсь.
Времена были особенными. Денег не было, инструментов не было, информации не было. Но то малое, что к нам приходило, мы умели ценить. Великие времена аскетизма и подвигов — это сильно развивало в нас трудолюбие и юмор. Мы жили репетициями.
На площадке «Радуги» был организован настоящий перекресток андеграунда. Это было замечательно! Зареченский «П'АКТ» — мощный, искренний, талантливый панк. Дмитрий Устинов, Александр Рассказов, Павел Волков, Дзэн-театр Володина... И потрясение от «КЕНГУРУ»!
Эмоциональное впечатление от знакомства с группой «КЕНГУРУ» открывало совершенно новые музыкальные горизонты. И не только музыкальные, но и личностные, человеческие. Мы сильно сдружились с «кенгурами». Они были настолько самобытными и свободными в своем творчестве, что дух захватывало. Было у кого учиться и было чему, это сильно стимулировало. Музыкальные потоки Пензы объединялись, жить в такой атмосфере становилось чрезвычайно интересно. Концерты возникали все чаще, круг знакомств расширялся, и все глубже и серьезнее мы относились к собственному творчеству.
24.07.1992. Дом учителя. Д.Степанюк, А.Буланов, А.Артёмов, А.Черкашин.
С «КЕНГУРУ» мы всегда были вместе, на фестивали ездили. Они на «Сырок» поехали, а мы – на следующий год. Они переехали в Питер, начали играть у Гаккеля в «Тамтаме», нас туда, естественно, вызвали (пару раз там сыграли). Дружили. А потом я вообще с Юрой Козловым стал играть, одно время прямо-таки преследовал его. Он для меня старший товарищ.
О серьезности. Да, все было серьезно. Много шутили, от многого уклонялись, дурачились, бесились, но ценили именно это качество более других. Через Андрея я познакомился и подружился с Константином Козловым и Дмитрием Лыдховым («Братья Водолазы»). Эти талантливые ребята снимали замечательное любительское кино, и в дальнейшем участвовали во всех совместных проектах. Их игривости и чувству юмора я тогда мог только позавидовать, но отношение к творчеству у ребят было максимально честным. Вспомнилось, как однажды мы всю ночь слушали Петра Мамонова. И Мамонов нам просто «снес крышу». Потому что нигде на самом деле не шутил! Под маской шута — абсолютно чистая и бескомпромиссная правда. Возможно, именно такой смысл мы вкладывали в понятие «рока»
1991. ДК им. Кирова. А.Буланов, А.Черкашин, Д.Степанюк, А.Артёмов.
«Братья Водолазы» позже снимут клип на песню «Глупой девушки» — «Наполовину», который затем покажут в «Программе «А», и Артемий Троицкий очень лестно отзовется и о группе, и об этой работе.
Клип был изготовлен весной 1992 г. А после его трансляции в «Программе А» (РТР), клип зачем-то купило финское телевидение, как сейчас помню, за 100 долларов.
Следующей важной вехой для группы стало театральное пространство «Диалог» Ольги Макаровой. Там, совместными усилиями актеров, художников и музыкантов родился творческий анклав, объединение — в виде клуба с неповторимыми творческими проектами. Для нас это стало осуществлением долгожданного синтеза музыки и театра. И это был круг близких друзей-единомышленников, где все участники черпали и черпали вдохновение.
Здесь мы максимально расширили свой музыкальный диапазон: от тяжелой волны до лирики и джаза. Читаем, слушаем, общаемся, делаем концерты, спектакли и перфомансы, но главное — продолжаем учиться задавать себе неудобные вопросы. Это выводит группу на новую концепцию и материал песен: «Интроинспектор», «Предположим», «Ему не нужна она» и другие.
1991. ДК им. Кирова. Андрей Черкашин.
Программы тогда менялись кардинально по три раза в год. Сначала у нас были песни в духе группы «КИНО» (волновые), потом уходили в ритм-энд-блюз и стандартный рок-н-ролл, потом в психоделику. Был момент - регги даже.
Последний, заключительный этап «Глупой девушки» — это знакомство с журналистом Никитой Артемовым, который вдохновляет нас создать собственное творческое объединение (в тандеме с «КЕНГУРУ» и «Братьями Водолазами») под официальным названием «Анклав» и госрегистрацией. Мы добиваемся своего помещения в «Доме учителя» с возможностью проводить там свои концерты.
24.07.1992. «Анклав». Дом учителя (Пенза).
Первый ряд: Сергей Черников, Никита Артемов, Алексей Артемов, Алексей Буланов, Андрей Черкашин.
Второй ряд: Дмитрий Степанюк, Юрий Козлов, Евгений Яшин, Альберт Царан.
Третий ряд: Дмитрий Лыдхов. На галёрке - Константин Козлов.
В этот период группа с новой программой выезжает на выступления в Санкт-Петербург, Москву и на крупные рок-фестивали. Нас узнают, о нас говорят. Казалось бы, успех и надо только вперед, но неожиданно произошел откат в обратную сторону. Лично я почувствовал сильное желание уединиться, прекратить суету концертов, репетиций и публичных усилий. У Андрея тоже начался кризис. Долго откладывая разговор, мы все- таки встречаемся и честно признаем завершение совместного проекта.
Но в какой-то момент понимаешь: надо идти дальше и дальше. 1991 – 1992 стремительно пролетели, не успели сообразить – уже распались, Лёшку я, каюсь, не слушал. Он мощно прогрессировал, а мы за ним просто не успевали. И как-то он сказал: «Всё, я ухожу». У нас прошёл нормальный разговор, без обид. И мы до сих пор дружим.
Дальше каждый пошел своей дорогой и это максимально честно, и это было «по-нашему». Помню было потом странно, больно, трудно. Но внутренняя радость от того, что мы расстались без конфликта, без привязки к собственным достижениям, но друзьями - поддерживала меня, давала опору и сближает с Андреем до сих пор. Последние лет пять-шесть мы довольно часто видимся, общаемся. С ясным пониманием новых жизненных задач.
24.07.1992, Дом учителя. А.Буланов, А.Черкашин, А.Артёмов, Д.Степанюк.
P.S. О названии «Глупая девушка». В далеком прошлом, дома у Андрея мы слушаем альбом «роллингов», размышляем о названии, и неожиданно в названии этой песни у нас откликается... Только сейчас с интересом пытаюсь осознать — что же нас зацепило? Почему это название выбрало нас, стало символом нашего самовыражения? И вот что думается: мы всегда стремились проникнуть в некую суть реальности этого мира. Через философию, через творческую интроспекцию. Мир это Майя, это «девушка». И она непредсказуема, она «глупа» особой чистотой, искренностью. Реальность игрива и спонтанна в этой своей «глупости». И именно поэтому так приятна, так притягательна для нашего важного ума. Благодаря «глупости» девушки мы можем считать себя умными и важными... Спасибо всем!»
P.P.S. О записях. А магнитоальбомов, как таковых, у нас и не было. Это Женя Яшин всё что-то нарезал (Фотограф, производство аудио- видео-записей. Очень много сделал и делает для популяризации пензенских групп, особенно "КЕНГУРУ" и "ГЛУПАЯ ДЕВУШКА". В настоящее время живёт и работает в Москве).
1992. Афиша к концерту в Доме учителя (Пенза). Автор: Женя Яшин.
Мы в то время писали новый материал в виде демо-записей. То на фестиваль надо поехать, то ещё что-то. Чтоб люди представление имели. Поэтому, это записи с репетиций. А Женя потом начал выдавать это за какие-то альбомы. С этим я никогда и не боролся.
Альбом «Всем спасибо». Я писал песенки под гитару, а в одну из ночей мы с Алексеем Артёмовым включили магнитофон. Я это пел, а он мне подыгрывал на электрогитаре. Записали это просто так. Никакой это не альбом, просто так. А потом уже Женя Яшин решил, что это альбом.
«Интроспекция» во многом удачна благодаря Артёмову. Он действительно много занимался на гитаре, в какое-то время по 6 часов в день. И на электрогитаре и акустике, уроки брал.
24.07.1992. Дом учителя. А.Черкашин, А.Буланов, А.Артёмов, Д.Степанюк.
Что еще можно добавить?
Андрей Черкашин после «Глупой девушки» создал огромное количество проектов: «PULL», «Битум», «Джус», «Че и Сотоварищи», «VivaNegativa», работал на радио, ТВ, в рекламе, «Театре доктора Дапертутто». В данный момент проявляет огромный интерес к театру.
Алексей Артёмов занимался театром, прикладным творчеством, участвовал в проектах с Алексеем Солодиловым (предтечи группы «Река-Бэнд»), с Павлом Волковым (экс-«Сотворение») , с братьями Кувшиновыми («Сдача Бреды», «Река-Бэнд»), с Дмитрием Устиновым, а так же участвовал как звукорежиссер в записях Александра Рассказова. С 2001 года занимается самопознанием, обучением, психологией. Недавно стал во второй раз отцом.
Алексей Буланов — бас-гитара - музыку сейчас только слушает, стабильно работает, у него семья, взрослая дочь, футбольный болельщик.
Дмитрий «Стэп» Степанюк скончался в апреле 2016 года. Был самым теплым и открытым человеком в группе.
Январь, 1992. Пенза. (фотограф: ?)
Алексей Буланов, Дмитрий Степанюк, Андрей Черкашин, Алексей Артёмов.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:
1989-09 – первые репетиции группы.
1989 – демо-запись первых песен, впоследствии ставших магнитоальбомом "Я не люблю рок-н-ролл".
1990-04-10 – первое выступление группы, клуб «Радуга» Политехнического института (Пенза).
1990-05 – концерт в ДК им. Кирова (Пенза). Второй участник: «КЕНГУРУ».
1990-08-10/11 – концерт в программе «Рок-шоу» на стадионе «Сура» (Пенза). Выступали 6 групп.
Август 1990. Стадион «ЗИФ» (Пенза). На сцене «КЕНГУРУ» и «ГЛУПАЯ ДЕВУШКА». (Фото: архив Никиты Артёмова).
1991-03-02 – выступление на фестивале «Рок чистой воды» (Рязань).
1991-05 - выступление на фестивале «Липа» (Липецк).
1991-05-25 – концерт в рамках рок-акции «Аукцион публичных казней. Рок против террора», ДК им. Кирова (Пенза). Другие участники: «КЕНГУРУ», «П'АКТ», «ОБМАНУТЫЙ МИКРОБ», «СИРЕНЕВЫЙ ОРКЕСТР», Александр Рассказов, Александр Милованов, Дмитрий Винокуров.
1991-10 – выступление в ДК им. 40 лет Октября (Пенза). В программе также: показ пензенских самиздатовских фильмов «Крах авиатора Васютина», «Тайна великих бройлеров» и «Пиковая дама».
1991-10-11 – выступление на фестивале «Пламя Парижа» в ДК «Современник» (Заречный). Выступали 7 групп.
1991-12 – концерт в ДК им. 40 лет Октября (Пенза).
1992 – демо-запись песен, впоследствии ставших магнитоальбомом "Интроспекция".
1992 – демо-запись песен, впоследствии ставших магнитоальбомом "Всем спасибо!".
1992-01-25 – концерт в клубе «TaMtAm» (Санкт-Петербург).
1992-04 – концерт в клубе «TaMtAm» (Санкт-Петербург).
1992 – создание творческого объединения «Рок ассоциация «Анклав» (Пенза). Участники: «ГЛУПАЯ ДЕВУШКА», «КЕНГУРУ», «БРАТЬЯ ВОДОЛАЗЫ», Никита Артёмов.
1992-05-07 – выступление на фестивале «Пламя Парижа-2» (Пенза).
1992-08 – выступление на фестивале «Таврийские игры» (Новая Каховка, Украина).
24.07.1992. «Глупая девушка».
1992-08-21 – совместное выступление участников «ГЛУПОЙ ДЕВУШКИ» и «КЕНГУРУ» на танцевальной площадке в ЦПКиО им. Белинского (Пенза).
1992-08-29 – выступление в клубе, ул.Автозаводская, 7 (Москва). Участники: «КЕНГУРУ», «ЭЛЬЗА» (Харьков), «ФИГУРА БРАМСА».
1992-10-03 – концерт в Доме учителя (Пенза).
1992-11-30 – выступление в актовом зале строительного института (Пенза), 25-й концерт ассоциации «Анклав». Другие участники: «БАРАНЫ В АФРИКЕ», Владимир Ерёмин и др.
1992-12-05 – выступление в Доме молодёжи (Заречный). Второй участник: «ЧЁРНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ».
1992-12-12 – выступление на рок-фестивале «Сырок-5» (Москва).
1993 – демонстрация клипа «Наполовину» на канале РТР в телепрограмме «А» (Москва).
Алексей Артёмов. (фото: архив А.Артёмова).
Аудио:
- «Я не люблю рок-н-ролл» - магнитоальбом (1989).
- «Интроспекция» - магнитоальбом (1992).
- «Всем спасибо!» - магнитоальбом (1992).
Все песни с альбомов можно послушать ЗДЕСЬ.
Видео:
1. Концерт в Доме учителя. (Пенза). 1993.
Андрей Черкашин - голос, гитара, текст, музыка
Алексей Артемов - соло-гитара, аранжировка
Алексей Буланов - бас-гитара
Дмитрий Степанюк - барабаны
Никита Артемов - организация, поддержка
Съемка кабельного ТВ города Заречный. 03.10.1992.
- "Наполовину". Клип группы "Глупая девушка", показан на канале РТР в "Программе А" (1993). Андрей Черкашин - слова, музыка, голос, гитара. Алексей Артемов - соло-гитара, аранжировка, запись. Алексей Буланов - бас-гитара. Дмитрий Степанюк - ударные. Авторы клипа: Константин Козлов, Дмитрий Лыдхов 1992 г.
- ТВ «Экспресс». "История Пензенского рока. Часть 1".
Ссылки:
- Газета «Молодой ленинец», 14.06.1990. «Рок-н-ролл по-пензенски».
- Газета «Молодой ленинец», 04.08.1990. «Ночь рока». (упоминание)
- Газета «Молодой ленинец», 08.1990. «Трудное утро после долгой ночи». (упоминание)
- Газета «Молодой ленинец», 15.11.1990. «РОКовой концерт». (упоминание)
- Газета «Молодой ленинец», 03/09.02.1991. «Дорогой друг!». (упоминание)
- Газета «Молодой ленинец», 03/09.02.1991. «Новости». (упоминание)
- Газета «Молодой ленинец», 14/20.07.1991. «Не печальтесь, господа…»
- Газета «Молодой ленинец», 20/26.10.1991. «Новости».
- Газета «Заречье», 21-27.10.1991. «Приходи, рок-сказка!»
- Газета «Молодой ленинец», 22/28.12.1991. «Этот вездесущий рок...».
- Газета «Молодой ленинец», 22/28.12.1991. «Весь мир - одна семья». (упоминание)
- Газета «Семейная газета», 1992. «Тронная речь».
- Газета «Первая помощь, 1992, N14. «В ночном».
- Молодой ленинец, 01-07.03.1992. «Новости». (упоминание)
- Молодой ленинец, 19-25.04.1992. «Рок-фестиваль "Пламя Парижа - 2"». (упоминание)
- Газета «Заречье», 05.1992, № 17. «Снова с нами "Пламя Парижа"». (упоминание)
- Молодой ленинец, 07-13.06.1992. «Один эпизод из процесса рок-прогресса». (упоминание)
- Молодой ленинец, 07-13.06.1992. «Публичное сожжение Парижа на кресте».
- Молодой ленинец, 09-15.08.1992. «"Глупую девушку" просьба не путать с глупыми людьми».
- Молодой ленинец, 13-29.08.1992. «Вальпургиевы танцы».
- Moscow Guardian, 29.08.1992. "Fnding the Underground in a Basement".
- Газета «Заречье», 11-18.12.1992, № 50. «Шоу в ДМ».
- Молодой ленинец, 13-19.12.1992. «Завтра не будет».
- Молодой ленинец, 13-19.12.1992. «Новости».
- Газета «Мир людей», 24-31/01-1993. «Сырок 5».
- Газета «Мир людей», 21-27/02-1993. «Новости».
- Газета «Мир людей», 21-27/03-1993. «Новости».
- Газета «Мир людей», 04-10.04-1993. «Новости».
- Газета «Мир людей», 18-24.04-1993. «Новости».
- Газета «Мир людей», 02-08.05-1993. «Рок-н-ролл в зоопарке».
- Газета «Мир людей», 02-08.05-1993. «Новости».
- Газета «Мир людей», 30/05-05/06-1993. «Новости».
- Газета «Энск», № 7, 1993. Е.Борисова. "Взрослая музыка для воспитанных людей".
- Газета "Сквозняк", 1997 № 6, стр. 2, 4. Говорите, вас слышно. Треск и шум". (упоминание)
- Беляков В. «Интервью с автором первой рок-энциклопедии СССР». 21.06.2008.
- JulieLoventiq. "История пензенского рока" 13.11.2013. (упоминание)
- «Гастроли по пятницам». 14.03.2019. "Дэнъ Izдольный: такой, какой есть!" (упоминание).
- «Гастроли по пятницам». 29.03.2019. "Глупая левушка" как движение внутрь".
- «Гастроли по пятницам». 19.04.2019. "Дмитрий Тюленев: "Игра в пейс", "Цокотуха", "Пани Валевски".
- «Гастроли по пятницам». 21.06.2019. "Бараны в Африке": "Наша философия - мир и любовь!"
- «Гастроли по пятницам». 12.07.2019. "Сестра Морфин" - уникальная школа и практика, которая многим помогла стать профессиональными музыкантами". (упоминание).
Текст подготовлен Алексеем Артёмовым, напечатан в рубрике «Гастроли по пятницам» информационного сайта penza-online.ru 29.03.2019 и дополнен Андреем Черкашиным в январе 2021.
Фото (кроме указанных): Сергей Квасов.