КУРАНТЫ

Вячеслав Удинский, Александр Рыжов, Юрий Милюков, Юрий Орионов, Юрий Добровольский. (Архив А. Забродина)

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Жанры

Поп.

Годы

1968—1976

Страна

 СССР

Город

Пенза

Откуда

Пенза

Язык песен

польский, русский, английский

   

Участники

 

Удинский Вячеслав – соло-гитара, вокал (руководитель)

Милюков Юрий – ударные

Рыжов Александр – вокал, бас-гитара

Добровольский Юрий – клавишные (до работы в парке)

Орионов Юрий – ритм-гитара, вокал

 

Волков Юрий – ударные

Максимов Александр – ударные

Нагаев Константин – гитара, вокал (парк)

Пронькин Михаил – вокал (парк)

Янковчук Павел – тромбон (парк)

Григорьев Валерий – клавишные (парк)

Иляшенко Василий – валторна (парк)

Захарьина Светлана – клавиши, вокал (парк, один сезон)

Другие
проекты

Ансамбль ППСТ, «Мифы», «Аврора», «Мираж», «Искатели», «Сурские голоса».

 

   Группа создана в 1968 году на базе завода ВЭМ с приходом из армии Вячеслава Удинского в конце 1967 года. Первоначальные названия: «Гермес», «Чёрно-белые». Вследствие критики названия «вышестоящими органами» – «…что это за «Гермес», бог воров; что это за «Чёрно-белые»?...» (а именно в таких цветах выступал ансамбль на первых концертах), примерно в 1970-м году было принято решение о переименовании группы на политически благонадёжное «Куранты».

В клубе "Данко". Добровольский, Рыжов, Орионов,Удинский.

 

  До прихода Ю.Милюкова в группе последовательно поиграли ещё два ударника: А.Максимов и Ю.Волков. Основной состав сложился к началу 1970 года, в него вошли: В.Удинский, Ю.Добровольский, А.Рыжов, Ю.Орионов и Ю.Милюков. Главные выступления группы на различных конкурсах и фестивалях состоялись именно в этом составе. Музыканты работали, а некоторые просто числились, на заводе ВЭМ в различных должностях, а основное время посвящали занятиям музыкой. Основной движущей силой ансамбля и его руководителем на протяжении всей его деятельности оставался В.Удинский, получивший прекрасный опыт музыканта во время воинской службы в Польше и ставший в Пензе проводником польской рок-музыки («Czerwone gitary», «Skaldowie» и т.д.). Отличительной особенностью группы было наличие в её составе нескольких сильных вокалистов (Рыжов, Орионов, Нагаев, Пронькин), что позволяло исполнять сложные многоголосые произведения, например, из репертуара «Песняров». В основу репертуара группы входили песни «Czerwone gitary» и «Beatles». Но конечно, часть его состояла и из песен, написанных лидером группы, Вячеславом Удинским.

Фестиваль - конкурс "Весенние ритмы-71". Пенза. Рыжов, Орионов, Удинский, Милюков, Добровольский

 

    С 1971 года и до конца своего существования осенью 1976 группа постоянно работала на танцах в парке имени Ленинского комсомола. Юрия Добровольского сменил за клавишными сильный музыкант из Заречного Валерий Григорьев, приведший в группу и своего коллегу Константина Нагаева. Тогда же, в связи с необходимостью давать отдых вокалистам, в группе появилась духовая секция (тромбон, валторна), что позволило усилить звучание ансамбля и придать ему красочное тембровое звучание.

    Кроме этого ансамбль постоянно выступал на различных сборных концертах в драмтеатре, гастролировал в Прибалтике (Вильнюс, Каунас, Паланга…), один год играл на танцах в пензенской филармонии.

1970г. Пенза.

 

   Окончанием деятельности «Курантов» можно назвать уход из группы В.Удинского в 1976 году на работу в ресторан «Волга» с новыми музыкантами.

 

1968 – основание ансамбля.

1969 (февраль-март) – участие в фестивале «Весенние ритмы-69» под названием «Чёрное и белое». Диплом за III место.

1970-02-27/28 – участие в фестивале «Серебряные струны-70» (Горький). «Поощрительный диплом» - Орионов простужен, не смог петь).

1970-03-01/03 – участие в фестивале «Весенние ритмы-70». Диплом за III место.

1971-03 – участие в фестивале «Весенние ритмы-71».

1971 – 1976 – работа на танцах в парке имени Ленинского комсомола.

1975 - участие в конкурсе "Сурская весна-75".

1976 – окончание деятельности ансамбля.

 
 

Цитаты:

1969. Ю.Добровольский, В.Удинский, Ю.Трубиньш, Ю.Орионов. (фото из архива А.Вдовина)

"...И я на таком же автобусе - туристе "Икарусе”, красавце винного цвета, отправился осенью 1969 года от Часового завода в Литву с заводской самодеятельностью и делегацией : агитбригада "Искра” под руководством Жени Хайрутдинова и ВИА ”Курант ”! Кстати, перед поездкой мне пришла мысль назвать наш ВИА "Курантам  ! Пришёл, помню в завком, и к Хайруше с Нефёдовой - давай назавём так! Красиво получилось и идейно! Выдали им из костюмерной рубашки красивые, белые, с кружевчиками по воротнику широченными рукавами, в которых наш заводской танцевальный работал венгерский танец - смотрелось отлично! Чему была посвящена поездка, понятия не имею, скорее, что- то комсомольское - идейно, но какая разница для нас, главное в путь через весь СССР! Через Москву, где был концерт в институте культуры и далее прямо в Вильнюс и по литовским городам  

В Вильнюсе поселились в "Интуристе" - шик ! После нашего концерта "Куранты" давали танцы для местной, надо сказать, высокомерно-загранично-Советской молодёжи, где Слава Удинский выдавал репертуар "Червоных гитар" на польском! Получилось нормально! Вечером ночной ресторан (что-то подвальное или полуподвальное) - шик! Мы за столиками, коктейли через трубочку, на сцене певичка, фокусники! Народище. Теснота. Подвыпили малость - жизнь, какая-то, как с экрана. Потом Каунас! Небольшая история - привели нас в Каунасе в ресторан "Охотничий”. Интерьер в егерском стиле - головы зверюг по стенам. Заказали мы колбаски какие-то. Приносят большие тарелки, а колбаски на тех тарелках в огне горят! Мы ребята пензенские, простые, можно сказать, дикие! «Туши», кричат, «а то сгорят нахрен»! В том городе Каунасе нас удивило, что по-русски там не очень. По-литовски и по-польски, а Слава Удинский, и сам вроде поляк, и служил в Польше - "пшекал", помню, в столовой выручая нас русскоязычных пензяков.

Разное замечательное было в поездке, но в Паланге я влюбился ... наверное, не я один ... осталась фотография, я её сейчас покажу! Женя Хайрутдинов,  для пущего, наговорил той девочке, что я пишу стихи, что, мол, поэт - потом сочиняли всей делегацией, чтобы не опозориться!

Вот фото, мы вокруг девочек Палангских в зале перед концертом ... я за спиной моего объекта в белой блузочке, что- то ей "плету" за спиной... помню в это время ”Куранты” готовились к концерту, настраивались и в освещении сценическом они очень смотрелись в своих "венгерских" рубашках, и нам было досадно, что девчонки пялились на музыкантов, а не на наши рожи.

Вот такой случился "Икарус" винного цвета!

На фотографии написано - (Латвия Паланга) Моя ошибка. Конечно, Литва. При оцифровке ошибка вышла. Решили, что пусть так и останется на память. (Вячеслав Таратынов)

 

"... отличным вокалом, подкреплённым усилителем Dynacord  и динамиками Regent, радовали нас «Куранты» в Комсомольском парке (я жил рядом и часто бывал там). «Мотор» этой команды, Вячеслав Удинский, сам был, как сейчас говорят, мультиинструменталистом: и пел, и играл на гитаре, и очень здорово молотил на ударных. Он сумел подобрать очень сильных музыкантов, но я тогда равнялся на его бас-гитариста Сашу Рыжова, у которого был редкий дар: играть басовую партию и петь одновременно ритмически отвязанную вокальную!" (Александр Вдовин, бас-гитарист группы "АЭЛИТА").

 

Аудиозаписи: не найдены.

Видео: не найдены.

 

Ссылки:

  1. Зайдфудим П.Х. «РАФ». Пенза, 2017. Стр. 41, 78, 79, 82, 89, 93, 102, 104, 143.
  2. Русинова Ксения. «Пензенский рок. Начало». 01.01.2011.
  3. Газета «Молодой ленинец». 05.03.1970, № 28. «На фестивале.»
  4. Газета «Молодой ленинец». 02.04.1970, № 40. «О чём поют гитары.».
  5. Газета «Молодой ленинец». 17.04.1971. «Весенние ритмы.»
  6. Потёмин М. Газета «Мир людей», Пенза. 07-13/03-1993. «Аврора (Мираж)» (рок-энциклопедия).
  7. Потёмин М. Газета «Мир людей», Пенза. 04-10/04-1993. «Куранты» (рок-энциклопедия).
  8. Потёмин М. Газета «Мир людей», Пенза. 21-27/03-1993. «Аэлита» (рок-энциклопедия).
  9. Газета «Мир людей», 03-11-1994. «Прошло 30 лет. Аккорды не забыли?».
  10. Газета «Молодой ленинец», 07.03.2017. В.Вержбовский. «Точь-в-точь Пензенская Алла Пугачёва».
  11. Лехин Ю. «Как всё это было». 2019. Глава 7.

 

 

Текст подготовлен Сергеем Бахталиным на основе воспоминаний В.Удинского.

Фото: из открытых источников.