Печать
Категория: ПУБЛИКАЦИИ
Просмотров: 1152

14 февраля 2017 г.

Владимир Вержбовский


«Уникально-талантливый гитарист из Пензы»


Его приглашали работать лучшие ВИА Советского Союза - «Добры молодцы» и «Веселые ребята», «Скоморохи» и «Голубые гитары». Александр Градский восхищался виртуозной игрой на соло-гитаре и прочил пензяку лавры Джимми Хендрикса. Однако тот прошагал по жизни собственной дорогой. Сорок дней назад от нас в лучший из миров ушел Музыкант с большой буквы Рафаил Губайдуллин. И сегодня о нем вспоминает его друг Александр Канифатьев.
Как драмтеатр на «Авроре» кассу делал
«Познакомился я с Рафом летом 1967 года, когда он со своим ансамблем играл у нас на выпускном вечере в 49-й школе, - раскладывает на редакционном столе фото, газетные вырезки, афиши и буклеты мой собеседник. - Там же я попросил дать мне сыграть одну из вещей, неимоверно популярный в ту пору «Дом восходящего солнца». Наверное, понравился, потому что вскоре он предложил создать новую инструментальную группу. В то время, в эпоху царствования коммунистической идеологии даже над названием коллектива приходилось долго думать и порой лукавить. Так и случилось и у нас: «Авророй» ансамбль назвали в честь греческой богини утренней зари, но для обкома ВЛКСМ, курировавшего молодежь, это был лишь одноименный революционный крейсер, шарахнувший холостым зарядом в сторону Зимнего дворца в Петрограде. А для пущей убедительности первую программу посвятили 50-летию Ленинского комсомола. Визитной же карточкой группы стала инструментальная обработка песни «Город над вольной Невой».
Руководителем коллектива был Рафаил, игравший на бас-гитаре, Александр Канифатьев - ритм-гитара, Михаил Русинов - соло-гитара, Борис Наумов- барабанщик, (позже его заменил Юрий Милюков), Владимир Леплейский - клавиши. Базой «Авроры стал ДК «Южный», где музыканты зажигали так, что от танцующих верхние этажи Дома культуры ходуном ходили. В обкоме комсомола и из этой ситуации умудрились извлечь ...идеологическую выгоду: молодежь театр игнорировала и вот, чтобы храм Мельпомены не пустовал, отныне здесь начали устраивать «студенческие вторники» - сначала часовой концерт «Авроры», затем спектакль. Правда, большинство меломанов после танцев сматывались по домам, но кассе театру уже была сделана. «Своими выступлениями в театре музыканты привлекают на спектакли молодежь, не знающую, как провести время, и прочих людей, играя популярные шейки «Черный кот» и такого же плана вещи», - читаем в «Пензенской рок-энциклопедии».
«Весной 1969-го «Аврора» приняла участие в городском эстрадном фестивале и завоевала первое место по инструментальному мастерству. Раф Губайдуллин был признан лучшим бас-гитаристом города. - показывает диплом Александр Александрович. - Прощальный концерт нашего коллектива прошел в битком набитом концертном зале парке им. Белинского. А когда мы заиграли григовскую вещь «В пещере горного короля», люди один за другим поднимались со своих деревянных кресел. Когда мы ее закончили, несколько секунд стояла абсолютная тишина, а затем зал взорвался долгими аплодисментами».
Но еще до этого «Аврора» стала первым музыкальным коллективом, который пригласили на местное ТВ, где группа записала сразу четыре композиции. А поскольку канал на телевидении был всего один, слава настигла ребят мгновенно.


Лучший на горьковских «Серебряных струнах»
«Следующим ВИА, который создал Раф, стал «Мираж». И примерно в это же время по городу поползли слухи о предстоящем в Горьком первом в Союзе рок-фестивале «Серебряные струны». - продолжает разговор Александр Канифатьев. - В обкоме ВЛКСМ решили, что Пензу на этом форуме будет представлять «Мираж». Здесь надо сказать, что Раф в новой группе был уже соло-гитаристом. Музыканты подготовили целую программу из композиций Джимми Хендрикса и Эрика Клэптона. И это в «коммунистические» времена».
Тогда в 1970-м в Горький помимо пары десятков никому неизвестных коллективов приехали и Александр Градский со своими «Скоморохами» и челябинский «Ариэль» Валерия Ярушина. Но разорвавшейся бомбой рок-фестиваля стала пензенский ВИА.
«С победой возвращается домой ансамбль «Мираж» - коллектив удивительно музыкальный и технически сильный. В его игре чувствуется высокая красота, мастерство и даже, насколько это применимо к биг-биту, элегантность. Музыканты играют просто и уверенно, - отмечали горьковские газеты. - Чувствуется, что музыка — их стихия. «Мираж» показал себя коллективом в большей степени инструментальным, чем вокальным, и это не случайно: во главе его стоит исключительно талантливый музыкант Рафаил Губайдуллин. Лучший соло-гитарист фестиваля, он продемонстрировал незаурядное мастерство и завидное владение своим инструментом, а его пьеса «Метеоритный дождь» была отмечена специальным призом фестиваля. Удачей следует назвать и одно из самых ярких произведений «Миража» - аранжировку русской народной песни «Степь, да степь кругом».
А Карл Хваталь лидер горьковского ВИА «Бригантина», также лауреата конкурса написал пензяку на восторженной газетной публикации, посвященной «Миражу»: «Чтобы твои аккомпанемент дорос до тебя, не в обиду им сказано».
Говорят, будто тогда Александр Градский и сделал заманчивое предложение пензяку поиграть в «Скоморохах», но тот отказался. Горьковская пресса, радио и ТВ посвятили «Миражу» немало строк и эфирного времени. Информация о фестивале просочилась даже на Запад: на радио Би-Би-Си этому мероприятию посвятили целую программу, а гитаристу Губайдуллину прочили лавры Джимми Хендрикса. Популярные музыкальные журналы «Билборд» и «Роллинг стоун» также написали и «Серебряных струнах» и о «Мираже» и о его лидере Рафаиле Губайдуллине. Статью о пензенском ВИА опубликовал и чехословацкий рок-журнал.


Вместо Эрика Клэптона Анатолий Новиков
Но в Пензе отношение к биг-биту заметно изменилось. Партийные чиновники кивали головой в сторону Чехословакии, где в 1968-м народ, застрельщиком которого была молодежь, выступил за «социализм с человеческим лицом», а закончилось это оккупацией страны войсками стран участниц Варшавского договора. «Им, всяким левым новаторам и музыкантам только волю давай — проблем потом не оберешься», - вынесли свой вердикт партийные чиновники. И на следующем областном эстрадном фестивале обком ВЛКСМ дал добро исключительно на советские песни. А «Мираж» уже подготовил программу из репертуара лучших западных групп. Срочно пришлось работать над новой. И все же без накладок не обошлось. Ведущая, по какой-то причине не предупрежденная о смене репертуара группы Губайдуллина объявила номер: «Композитор Эрик Клэптон - «За твою любовь», но тотчас из-за кулис выбежал комсомольский куратор и поправил ее: «Композитор Новиков - «Смуглянка». Раф со своими музыкантами исполнил песню Анатолия Григорьевича, а следом уже без объявления пришел черед «Любви». Зал ревел от восторга. Но отныне путь на пензенскую сцену музыканту был заказан.
«По этой причине пришлось Рафу возвращаться в Горький, где его приняли с распростертыми объятиями, - рассказывает малоизвестные страницы о друге Александр Канифатьев. - Здесь неоднократно становится лауреатом фестиваля «Студенческие ритмы», а дальше начинает работать в ВИА «Хохлома» Горьковской филармонии, с коим и объездил весь Союз. И вновь от предложений поработать в лучших группах страны отказывается. В середине 1970-х Раф возвращается в Пензу и начинает играть в ресторане «Волга», куда наши земляки зачастую приходили послушать музыканта-виртуоза. Особенно, когда он закидывал гитару за голову и выдавал такие мелодии, что полный отпад!»


«Марока», легенды рока и джаз России
В 1994-м в пензенском Дворце Пионеров состоялся рок-фестиваль «Марока», на котором отыграли все популярные на то время команды: «Аэлита», «Искатели», «Лабиринт», «Ваганты», «Канон», «РГ-2», «Обертоны» и, конечно, «Мираж», вновь покоривший всех и ставший лучшей группой необычного конкурса.
А в 1995-м, аккурат к 25-летию «Серебряных струн» радио «Европа плюс» организовала в Нижнем Новгороде (вчерашнем Горьком) музыкальную акцию «Легенды нижегородского рока», на который съехались ветераны вчерашних ВИА «Бригантина», «Второе дыхание», «Восьмой день недели», «Миг», «Время» и другие. В числе приглашенных оказался и Раф Губайдуллин. Действо представляло из себя ностальгическое кафе, где музыканты собрались на свой джем-сейшн, но с необычными световыми эффектами и огромным табло с «историческими материалами» 1970 года. Рафаил Абдуллович и здесь оказался лучшим — ему вручили грамоту лучшего соло-гитариста.
«А уже на следующий год Рафа уговорили принять участие в Нижегородском международном фестивале «Джаз России — 97» проводимом под эгидой Би-Би-Си и радио Свободы. - продолжает Александр Александрович. - В буклете, посвященном событию говорилось о группах «Монток» Кристофа Бауманна, «Ритм энд Блюз бэнде», «Акустик групп», «Кантри-салон», «Транс-Атлантик», «Авнгард» и отдельно об «...уникально талантливом рок-гитаристе из Пензы Рафе Губайдуллине». И здесь равных по таланту ему не оказалось».
Несколько последних лет Рафаил Абдуллович тяжело болел, но очень хотел отыграть концерт для пензенской публики. Вместе с Александром Канифатьевым они уже начали репетировать, планируя выступление на 2017 год. Увы, в ночь на первое января Раф Губайдуллин скончался.
P. S. На руках у здравствующих ветеранов пензенских ВИА наверняка хранятся магнитофонные записи их коллективов. Возможно, у кого-то есть и «Мираж». Было бы здорово, если после публикации в «МЛ» нашелся меценат, проспонсировавший издание альбома ВИА «Мираж», поскольку музыкантов такого уровня, как Раф Губайдуллин, всегда единицы.

 

Комментарии

Павел Зайдфудим Спасибо за публикацию о нашем замечательном друге. Однако, как и во многих других публикациях о пензенских рок - музыкантах, фестивалях в Пензе и за её пределами, об организаторах этих праздников музыки , к сожалению много неточностей. Ошибок, искажающих истину. Все без исключения музыкальные фестивали бита, рока и джаза в Пензе с 1968 года по 1971 год были ОРГАНИЗОВАНЫ ПЕНЗЕНСКИМ ГОРОДСКИМ СТУДЕНЧЕСКИМ КЛУБОМ "ДАНКО" при поддержке НЕ ОБКОМА ВЛКСМ, А ГОРОДСКОГО КОМИТЕТА ВЛКСМ и лично первого секретаря СИДОРОВА АЛЕКСАНДРА ФРОЛОВИЧА. А ОК ВЛКСМ всячески препятствовал организации и проведению фестивалей. И нам приходилось частенько бывать на "ковре" у первого секретаря ОК ВЛКСМ Б.Ф. Зубкова. Приглашения на Горьковские фестивали приходили в мой персональный адрес от ГОРЬКОВСКОГО ГОРОДСКОГО МОЛОДЁЖНОГО КЛУБА ГМК - 65 и его руководителя Валерия Постоева. Мы сами с помощью ГК ВЛКСМ организовывали эти поездки, а мне выпадала честь быть членом жюри этих фестивалей. И никто , кроме нас, не ОТБИРАЛ ВОЗМОЖНЫХ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЕЙ В ГОРЬКОМ И В ПЕНЗЕ. Раф Губайдуллин и его "МИРАЖ" БЫЛИ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ и ВНЕ "ОТБОРА"!!! Мы уже в который раз указываем авторам публикаций о такого рода неточностях. Более того, мы дали интервью газете "МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ", где подробно всё изложили... Однако измышления продолжаются, а о лидирующей роли ГСК "ДАНКО" просто замалчивается. У нас же на руках все документы, архивные материалы, публикации газет того времени, прежде всего "ПЕНЗЕНСКОЙ ПРАВДЫ" И "МОЛОДОГО ЛЕНИНЦА"...И ныне здравствуют многие свидетели нашей деятельности. Дружески предупреждаем автора этих публикаций о невозможности измышлений. В противном случае оставляем за собой право выбора на обжалование сей некачественной продукции. И СКОРОПАЛИТЕЛЬНОЙ. Вместе с тем, мы всегда открыты к диалогу и приветствуем его.

 

Татьяна Ускова Огромное спасибо за публикацию статьи!!!!! Мы выросли на его музыке, немного были знакомы.… Наш КУМИР!!! Я то же начинал играть в "Южном" в 1972г , там уже базировались куранты… Участвовали в конкурсах…( а мы - это: Алексей Мочалов-соло гитара ( сейчас заслуженный артист, поет в театре Б.Покровского), вокал, Женя Захаров-клавиши, Миша Леонов-бас, Сергей -ударные, ну и я -Виталий Зарьков-ритм-гитара). Ждем записи Рафа!!!

https://www.facebook.com/groups/384306545111868/permalink/530797500462771/