Печать
Категория: СОБЫТИЯ
Просмотров: 1883

Фестиваль «Рок-ремонт»

Плакат, выпущенный к фестивалю.

 

 
 

Даты:

05—07 мая 1988 года

Место проведения:

Пенза, Кирова, 13, бывшее здание Дома пионеров 1.  

Жанр:

рок

 

Здание, в котором проходил фестиваль (современное фото).

 

Участники фестиваля:

05.05.1988

- «ОБЕРТОНЫ» (Пенза),

- «Наст» (Главпочтамт, Пенза),

- «Демон» (Тамбов),

- «Иуда Головлёв» (Саратов).

 

06.05.1988

«Кризис» (ДК 40 лет Октября, Пенза),

- «Оркестр имени Антони ван Левенгука» (Рязань),

- «Ломаный грошъ» (Саратов),

- «Ансамбль ГМКЦ» (Пенза).

 

07.05.1988

«Шок» (завод ДХО, Пенза),

- «ТРЕК» (Пенза),

- «(АС)2» (Заречный),

- «Мираж-студия» (Чебоксары).

 

 

НАГРАДЫ:

«ТРЕК» - лучшая группа.

«ЛОМАНЫЙ ГРОШЪ», «(АС)2» - приз зрительских симпатий.

«ИУДА ГОЛОВЛЁВ» - герой фестиваля.

«ДЕМОН» - лучший вокалист.

Стас Лукьянов, «(АС)2» – лучший гитарист.

Сергей Мамонтов («ЛОМАНЫЙ ГРОШЪ») – лучший бас-гитарист.

Игорь Шатин ("ТРЕК") - лучший барабанщик.

«Кто я тебе» («ЛОМАНЫЙ ГРОШЪ») - лучшая песня.

 

Диплом участника фестиваля.

 

   Первый музыкальный фестиваль, в названии которого присутствовало слово «рок», состоялся в Пензе весной 1987 года в зале Культпросветучилища. Прошёл фестиваль сравнительно незаметно, во всяком случае, никаких статей в газетах о нём не было опубликовано, и сохранился он только в памяти музыкантов, принимавших участие в этом событии. Но уже к концу года сотрудник Пензенского городского молодёжного культурного центра (ГМКЦ) Сергей Бахталин предложил провести ещё один фестиваль, который продлился бы несколько дней, и в котором выступили бы не только пензенские, но и иногородные группы.

 

Здание ГМКЦ. Кирова, 15.

 

К этому времени Сергей побывал на нескольких крупных фестивалях в Москве, Ленинграде, Саратове и Свердловске, познакомился с кучей музыкальных функционеров, журналистов и музыкантов, посмотрел на организацию таких событий изнутри. Один из руководителей ГМКЦ, Александр Пальгов, поддержал идею Сергея, и взял на себя ряд административных обязанностей, в частности, согласования с комсомолом, который курировал тогда все молодёжные события в городе. Дело завертелось.

Памятный вымпел фестиваля.

 

    Основные организационные обязанности: состав участников, приглашение их на фестиваль, встреча, размещение и угощение, аппаратура, свет, оформление и прочее взял на себя Сергей. Для приведения хоть в какой-то порядок зала, в котором предполагалось провести фестиваль (нынешнее здание Законодательного собрания Пензенской области), вызвалась группа энтузиастов, тоже из ГМКЦ. Всю атрибутику, от «проходок» и билетов, до афиши и «сувенирки», придумал и воплотил в жизнь дизайнер Евгений Шатохин. Вячеслав Муравьёв, работающий тогда на Пензенском телевидении, создал целую галерею репортажей о фестивале и его участниках.

«Проходка» участника фестиваля.

 

   Надо сказать, что Пенза в то время была рассадником хард-рока и хейви-метал музыки, групп, исполняющих что-то иное, практически не было. Поэтому неожиданный восторг у участников и зрителей вызвали приехавшие на фестиваль группы из других городов, прежде всего, из Саратова и Рязани. Они и стали главным событием фестиваля. И что ещё важно отметить: в стране вовсю шла пресловутая «перестройка» рука об руку с «гласностью», поэтому много фестивальных песен было посвящено жгучим вопросам современности, о которых наконец-то можно стало говорить. Другое дело, что мастерство исполнителей, мелодика и поэтика далеко не всегда соответствовали высоким стандартам, заданным питерцами, москвичами и свердловчанами. Будем считать это издержками роста.

    Итоги фестиваля, нашли отражение и в газетных публикациях, так много об альтернативной музыке в пензенских изданиях не писали никогда и не пишут до сих пор. Видимо, это тоже проявление пресловутой гласности

 

 

Воспоминания участников и зрителей:

   Вообще, надо сказать, у нас об этом фестивале остались самые тёплые воспоминания. Во-первых, это был наш первый выезд за пределы Саратовской области (до этого, кроме выступлений непосредственно в черте города, доводилось пару-тройку раз выступать в разных райцентрах) и первое приглашение в качестве гостей, что само по себе уже было приятно. Но дело не только в этом. После "Рок-Ремонта" нам ещё много где доводилось выступать, но такой тёплой и, я бы сказал, "полудомашней" атмосферы больше нигде не встречалось.

Честно говоря, на тот момент наши контакты в рок-среде ограничивались по большей части Ленинградским рок-клубом и Московской рок-лабораторией, и о том, что происходит в других городах, мы представляли себе достаточно смутно. Так что многое из того, что мы увидели и услышали в Пензе, оказалось для нас сюрпризом.

Отдельно отмечу отношение организаторов ко всем гостям фестиваля (не только к нам) именно как к друзьям или чуть ли не даже родственникам. Действительно есть с чем сравнить: практически на всех мероприятиях, где мы впоследствии побывали, отношение к приезжим группам было вполне хорошим и доброжелательным, но при этом чувствовалась какая-то "отдистанцированность", если можно так выразиться; в Пензе же буквально с первых же минут после встречи все относились друг к другу так, словно до этого много лет были друзьями.

Не буду ничего говорить про саму организацию фестиваля и про аппаратуру. Заметные глазу пробелы были, с этим, увы, не поспоришь, но для тех времён это было нормальное явление, и на это все закрывали глаза. Наоборот – эта "борьба с трудностями" была некой объединяющей силой )))) Вот, скажем, такой пример: я привёз с собой свой микрофон Shure 565, а на сцене организаторы смогли выставить, если правильно помню, только чешские "Теслы", и, соответственно, на нашем выступлении разборчивость вокала оказалась значительно лучше; и после нашего выступления к нам тут же стали подходить ребята из других групп с предложениями вроде "а тут вот у нашего барабанщика есть свои зилдженовские тарелки, а давайте мы вам завтра дадим эти тарелки, а вы нам – микрофон, а?". В итоге уже на второй день фестиваля сцена общими усилиями была укомплектована значительно лучше )))))))))  (Справедливости ради, приведу слова барабанщика группы "Наст" Олега Короткова: "...тарелки то мы дали по просьбе владельцев микрофона, а вот обещанный микрофон не получили". Возможно, микрофон передавался для выступления другой группы? Сейчас разве разберёшься...)

 

Ансамбль ГМКЦ.

 

Выступали мы в первый день фестиваля последними, в качестве "почётных гостей" (обычная практика). Перед этим, естественно, сидели в зале и послушали всех, кто играл в этот день до нас. Честно говоря, мелькала даже мысль отказаться от выступления, настолько сильно тогдашняя пензенская рок-сцена отличалась от тогдашней саратовской. Практически все выступавшие в тот день группы играли ту или иную разновидность металла, с акцентом на лидер-гитару. Если совсем честно, местных ингвимальмстинов-ричиблекморов среди выступавших не наблюдалось, но в целом техника большинства гитаристов была на достаточно приличном уровне. Расслышать же, что поют вокалисты, из-за качества аппаратуры было почти невозможно, но то, что удавалось уловить, приводило к выводу, что тексты в целом "ни о чём" и играют чисто вспомогательную роль.

В Саратове же в то время картина была прямо противоположная: техника игры по большому счёту мало кого интересовала – главное, чтобы совсем уж лажа не звучала; но при этом главенствующую роль играли как раз тексты песен. Так что, послушав пензенские группы (и видя, что их в целом неплохо принимают) мы уже грешным делом подумали, что нас тут сейчас закидают тухлыми яйцами и помидорами, и от выступления не отказались только потому, что на наш приезд были потрачены деньги, и их всё-таки нужно отработать.

 

Зрительный зал во время фестиваля.

 

Вот с этими не самыми весёлыми мыслями мы и вышли на сцену. Как на грех, ситуация усугубилась тем, что барабанщик выступавшей перед нами команды умудрился как-то там повредить педаль для бочки (то ли что-то слетело, то ли раскрутилось), и начало нашего выступления затягивалось из-за того, что наш барабанщик вместе с местными техниками пытался привести педаль в рабочее состояние. Из зала уже слышались всякие насмешливо-издевательские реплики, и, честно говоря, чтобы просто как-то разрядить эту напряжённую обстановку, я сказал: "Ну, если что, я вообще-то и без них могу". Была у меня в запасе одна такая полубардовская песенка-зарисовка, которую можно было сыграть под одну гитару. Начиналась она со слов "Я встал с утра ни трезв, ни пьян". И вот играю я квадрат вступления, начинаю петь эти слова... и вдруг из зала раздаются дружные аплодисменты! Это было для меня полной неожиданностью. Да, песенка эта в целом далеко не бессмысленная, но я не предполагал, что уже сами слова в её начале могут понравиться. Как впоследствии мне объяснили, в Пензе до этого к текстам песен относились просто как к какому-то наполнителю, часто использовали "официальные" стихи советских поэтов, и вот эта бытовая фраза в начале песни про похмелье у многих вызвала внутренний отклик )))))))))

 

«Иуда Головлёв».

 

Пока я заканчивал с песенкой, педаль таки починили, в завершение песни в зале устроили овацию (повторюсь: песенка-то действительно неплохая,  но подобной реакции на неё я никак не ожидал), и реакция зрителей на дальнейшее наше выступление также была очень хорошей. В итоге мы не только отыграли ещё раз на гала-концерте, но на второй день для нас и "Ломаннного гроша" организовали отдельный сольный концерт.

Впоследствии нам рассказывали, что пензенская рок-музыка после "Рок-Ремонта" изменилась именно под влиянием нас, "Ломаннного Гроша" и рязанского "Оркестра им. Антони Ван Левенгука", но это уж не нам судить )))))))

Вышеописанный концерт записывался на магнитофон, и, если честно, с нынешней точки зрения запись слушается весьма убого. Но, увы, никакая магнитная лента неспособна зафиксировать энергетику происходящего, а дело, очевидно, именно в ней ))))) (Сергей Битов, «Иуда Головлёв», 13.04.2020).

(АС)2. Александр Рогозин.

 

«Обертоны».

 

 

 

 

Аудио (качество – не ахти, но уж какое есть…):

ИУДА ГОЛОВЛЁВ (Саратов) – Русский

КРИЗИС (Пенза) – Песенка для тебя

ЛОМАНЫЙ ГРОШ (Саратов) – Маленький мой

МИРАЖ-СТУДИЯ (Чебоксары) - Волки

ОБЕРТОНЫ (Пенза) – Музыкант

ОРКЕСТР АНТОНИ ВАН ЛЕВЕНГУКА (Рязань) - Рекрут

ТРЕК (Пенза) – Надо, значит надо. Моё сердце

 

Фото участников фестиваля:

«ОБЕРТОНЫ» (Пенза)

 

«Наст» (Главпочтамт, Пенза)

«Иуда Головлёв» (Саратов)

 

 

«Кризис» (ДК 40 лет Октября, Пенза)

 

«Оркестр имени Антони ван Левенгука» (Рязань)

 

«Ломаный грошъ» (Саратов)

 

«Ансамбль ГМКЦ» (Пенза)

 

«Шок» (завод ДХО, Пенза)

 

«ТРЕК» (Пенза)

 

«(АС)2» (Заречный)

 

«Мираж-студия» (Чебоксары).

 

 

Ссылки:

  1. Газета «Пензенская правда»?, 05.1988. «Удачный "ремонт"».
  2. Газета «Молодой ленинец». 28.05.1988. «Послесловие к рок-фестивалю».
  3. Газета «Молодой ленинец». 28.05.1988. В.Осокин. «Иудин поцелуйчик».
  4. Газета «Молодой ленинец». 28.05.1988. В.Муравьёв. «Преподносит рок урок».
  5. Газета «Молодой ленинец». 28.05.1988. И. Шевчук. «Я просто-напросто пророк...».
  6. Газета "Заря молодёжи" (Саратов). 04.06.1988. С.Тяпкин. "Рок-ремонт по-пензенски".
  7. Газета «Молодой ленинец». 12.07.1988. С.Бахталин. «Ещё раз об "Иуде Головлёве"».

 

Фото из собрания С.Бахталина, Н.Ломакина, В.Бычкова, А.Рогозина, Е.Шатохина, Д.Петрова, интернет.

Статья подготовлена Сергеем Бахталиным.