Глава 1.

 

«Proчувство – 2», 16.03.2021, ЦКР «Губернский».   

 

    В конце сентября не менее десяти ведущих пензенских новостных интернет-сайтов опубликовали сообщение о том, что 8 пензенских культурных проектов получат президентскую грантовую поддержку. В числе этих счастливчиков оказался и Владимир Генералов, основатель и мотор инди-фолк группы «МАРИВАННА». Предполагается, что деньги выделяются на создание спектакля – концерта «Прочувство». А это, если вдруг кто-то не знает, уже третий (!) проект этого коллектива такого масштаба. Первые два спектакля, связанные общим названием и общей идеей – межчеловеческими вечными отношениями, прежде всего любовью – прошли в ДК имени Кирова в 2018 и в ЦКР «Губернский» в марте этого года. При неизбежных издержках такого рода спектаклей, проекты стали заметным событием в культурной жизни Пензы. И действительно, попробуйте вспомнить что-либо подобное, происходящее или происшедшее не только у нас, но и даже в масштабах страны?! Концертов – уйма, мюзиклы – не часто, но исполняются, в Москве так и вовсе постоянно (как мне кажется). А вот синтез песни, танца и действа, вынесенные в одну точку здесь и сейчас? Очевидно – редкость.

 

«Proчувство – 2», 16.03.2021, ЦКР «Губернский».

 


    Ещё во время подачи заявки Владимир предложил мне время от времени писать о подготовке этого нового спектакля. Я, разумеется, с радостью согласился, это ж какая необыкновенная удача: присутствовать при создании спектакля с момента зарождения идеи до его полного сценического воплощения, общаться всё это время создателями его и, соответственно, быть в курсе всего происходящего. Не знаю, у кого как, но со мной это происходит впервые в жизни! И, конечно же, мне хочется (а надеюсь, и получится) делиться с вами всеми событиями, происходящими за кулисами, тем, о чём мы часто и не догадываемся. Так что будем переживать и ожидать…


«Proчувство – 2», 16.03.2021, ЦКР «Губернский».

 

Фрагмент спектакля «ProЧувство».  

Фрагмент спектакля «ProЧувство».

 

 

Глава 2: «Прелюдия».

 

   Логичный вопрос: откуда взросла идея создания спектакля?

   Владимир Генералов вспоминает: «Как-то в 2018 году мы ехали на концерт с хором Гришина. Сидели вдвоём с Леной Борисовой и что-то разговорились о спектакле театра «НитьЯ» из Екатеринбурга. В нём два мужчины, но играют мужа и жену, показывая их внутренний мир, чувства. А мне давно хотелось привнести какую-то театральность в музыку. «Может и нам так сделать?»

 

Владимир Генералов.

 

    Я стал искать актёров, пришёл в дом Мейерхольда, где мне сказали: «В драмтеатре есть Никита и Яна Кузины, любят что-то новенькое, Никита – режиссёр». Списался с ним, встретились. Я даю материал и обозначаю идею: хочется проработать на бытовом уровне отношения между мужчиной и женщиной. Писать сценарий у Никиты не было времени, он взял готовый сценарий, который и отыграли. Я по настроению диалогов подбираю песни, отталкиваясь от сцен. Света Фёдорова (руководитель театра «Индиго») тоже подключилась: разработала темы и переложила их на сольный танец».

 


Елена Борисова с актёрами театра «НитьЯ» - 2018 год.

 


    Музкально-танцевальное шоу группы «МАРИВАННА» «ProЧувство», как в Древней Греции, прошло всего один раз, оно состоялось 09 ноября 2018 года в зале ДК имени Кирова. В зале было человек 400, частью, конечно, друзья. Учитывая нынешнее состояние культурных мероприятий - это было хорошим результатом.

В.Генералов:
«Подарили нам торт в виде афиши. И меня не оставляла идея продолжить про чувство. В первом спектакле ещё была идея, что человеческие чувства: отношение к смерти, любовь – со временем не меняются. Я видел несоответствия сценария и музыки, но уж очень хотелось попробовать скорее.


    В начале работы над вторым спектаклем я обратился к Лене Юсуповой – моей соученице в консерватории - кто-то сказал, что она пишет сценарии. Буквально через пару дней она присылает готовый материал, я читаю и понимаю – это хорошо. Ком в горле. И мы начали подбирать песни к материал. Путь тупиковый, но уже более тщательно обращали внимание на логику. А может, потому что солист в группе поменялся, появилась Валерия Синиченкова. Прекрасный момент, чтобы изменить звучание».

 


Афиша первого спектакля «ProЧувство» - 09.11.2018.

 

    Второй спектаклю «ProЧувство-2» прошёл 16 марта 2021 года в ЦКР «Губернский» (бывший Дом офицеров), в котором и базируется в настоящее время «МАРИВАННА». Мне посчастливилось увидеть восторженное принятие спектакля зрителями. К сожалению, зал тоже не был заполнен, сыграла свою гнусную роль и пандемия.
Что же дальше? Третий не за горами! Ожидаем в марте следующего года…



После второго спектакля. «МАРИВАННА» со зрителями – 16.03.2021.

 

Спектакль «ProЧувство».     09.11.2018. ДК им. Кирова.

Спектакль «ProЧувство-2».     16.03.2021. ЦКР «Губернский.

 

 

Глава 3:  «Увертюра».


    Грантовый проект «ПроЧувство» - это не только культурный процесс, но и исследовательская работа. В основу сценария войдут ответы на вопросы, которые разработала психолог, участник команды проекта «ПроЧувство» - Ирина Жарова. Сегодня она отвечает на актуальные вопросы о работе над спектаклем.

 



• Как вы попали в число участников подготовки спектакля? Были ли какие-то критерии по которым выбрали вас?

   Нас с Владимиром Генераловым и Натальей Андреевой связывает дружба. Но мы пересекались по профессиональным интересам, и я оказывала им содействие как психолог. Помимо этого, нас ещё связывает моя любовь к творчеству «МАРИВАННЫ». Я являюсь поклонником этой замечательной, самобытной группы, которая, на мой взгляд, просто уникальна по направленности в русскую песню. Мы знаем друг друга, у нас общие взгляды на жизнь, соответственно, есть взгляды, которые очень совпадают. Я веду свои соцсети, и размещаю в них свои размышления в виде постов. Это тоже находит отклик у ребят. Наше общее видение на какие-то жизненные программы привело к тому, что мы участвуем в одном проекте, объединены общим делом.

• В чём заключается ваша работа над спектаклем?

   Я разработала ряд вопросов, отвечая на которые, человек начинает более глубоко понимать себя, а именно, как он с детства пришёл к взрослости, насколько он смог сохранить свой детский дух, насколько, будучи взрослым человеком, он пришёл к своей мечте. А это, на самом деле, очень и очень важно: не предать себя, не предать свою мечту. Поэтому люди, прошедшие анкетирование, становятся основой для создания сценария (вариант: «анкеты людей становятся основой для создания сценария»), в основе сценария будут лежать жизненные истории. Они связаны с тем, как мы, будучи подростками, мечтаем, ставим цели, а потом, в 35 – 45 лет - наступает возраст, когда человек должен прийти к самому себе, должен жить своей жизнью. Своей – это когда мы сами отчитываемся перед собой в том, что, смогли ли мы организовать жизнь, о которой мечтали в подростковом возрасте. Это очень важный момент. Он на самом деле объединяет всех людей, потому что это наша общая тема: мы должны прийти к жизни своей собственной, мы должны реализовать собственные жизненные проекты. Про это, собственно, и спектакль, про то, как это вообще бывает, как мы предаём мечты, и какая у нас тоска по мечте возникает.

 

• На какой стадии находится ваша работа над спектаклем?

   Все участники работы над спектаклем на сегодняшний день встречаются, а также рассылают анкеты. Люди присылают ответы. По социальному статусу это разные люди, в том числе, известные. Идёт очень серьёзная работа над сценарием, над поиском актёров. Я не буду сейчас раскрывать нашу тайну, но зрители на спектакле смогут увидеть, о чём же мечтали известные люди нашей Пензы. Надеюсь, это будет интересно пензенцам, ведь тайна всегда манит!

• Что за люди проходят анкетирование?

   Есть две возрастные группы: 15-25 и 35-45 – это кризисные возрасты. 15 -25 - кризис взросления, когда человек совершает значимый переход от ребёнка во взрослого, и у него начинается перестройка. Теперь он взрослый, и он один на один с этой жизнью, и ему надо понять себя, найти себя, познать себя и реализовать себя. 35 - 45 – это тоже мощный кризис: кризис смысла жизни, когда человек начинает рассматривать всё через призму единственного вопроса: а какой в этом смысл? А какой смысл в том, что я делаю это? А во мне какой смысл? Ну и 45 лет – это как раз важный жизненный момент, когда человек среднего возраста должен отчитаться перед собой и, в итоге, прийти к собственной жизни, к жизни, к которой он так стремился, начиная буквально с 15 лет

• Что ещё важное или интересное вы хотели бы добавить?

   Мне очень интересно участие в проекте. Я человек, по своей сути, творческий и мне нравится создавать и принимать участие в коллективном, творить. Я очень хочу, чтобы наш спектакль понравился и был полезен своей глубиной. Этот проект поможет нам объединиться мечтой о жизни, объединиться целями жизни, объединиться честностью перед самим собой. Поэтому я очень жду начала нашего проекта.

 

За туманом   5:16

Летела стрела   4:35

 

 

Глава 4: «Акт 1 (сценарий)».


   Елена Юсупова - руководитель литературно-драматургической части Пензенского театра юного зрителя, преподаватель Пензенского государственного университета, мама двух отличных мальчишек.
В 2003 году закончила московский Литературный институт имени А.М. Горького (курс Игоря Леонидовича Волгина) и так уж сложилось, в последующие годы получила ещё два высших образования - культурологическое и музыкальное.
    С искусством Мельпомены связана прочной пуповиной любительского театра. С 14 лет остаётся актрисой Камерного литературного театра "Голос поэта".
    С 2016 года завлит в Пензенском ТЮЗе. Пишет интермедии, инсценировки, песни к спектаклям и сценарии городских мероприятий.

 



Е. Юсупова:
"У каждого свой июнь" - моя первая пьеса. Написана она не по заказу, не к дате... Однажды мой друг-музыкант Володя Генералов спросил: "Как думаешь, о чём они бы говорили... - два подростка из разных времён - нашего и военного?" Тогда я решила познакомить этих подростков и послушать, о чём они говорят.
После того, как проект "Про чувство-2 (У каждого свой июнь)" состоялся, я на свой страх и риск отправила эту пьесу на конкурс и (О, чудо!) стала финалистом драматургической лаборатории-семинара историко-патриотических пьес "С любовью к отчизне", которую проводила Гильдия драматургов России в славном городе Туапсе."

Сегодня её очередь отвечать на актуальные вопросы о работе над спектаклем.

 



• На какой стадии находится создание сценария «ПроЧувство-3»?

Сценарий написан. Финальные штрихи будут делаться уже в процессе репетиций.

• Какова фабула спектакля?

Не раскрывая всех секретов, могу сказать, что в основе пьесы диалог взрослой женщины, переживающей определённый кризис, и десятилетней девочки. Два разных взгляда на жизнь, два разных характера...

 

Солистка группы "МАРИВАННА" Валерия Синиченкова  (фото: Борис Тишулин).



• Кто они – действующие лица будущего спектакля?

В спектакле всего три персонажа: Женщина, Девочка и Бармен. В отличие от многих театров, мы пригласили на роль Девочки не взрослую актрису, которая молодо выглядит, а именно ребёнка. На её плечи ляжет непростая партнёрская задача, поэтому репетиционный период будет очень интересным.

• Есть ли какие-то сложности в работе над сценарием?

Не скажу, что сценарий дался легко. Мы встречались всей командой лично и онлайн, старались найти нужную интонацию, максимально доступную форму. Как поговорить со зрителем о ценностях без морализаторства? Как сделать диалог интересным, динамичным, попадающим в сердце каждого? Надеюсь мне, как автору текста, это удалось.

 

Гитарист группы "МАРИВАННА" Александр Плужников  (фото: Борис Тишулин).

 

• Можете ли поделиться небольшим отрывком или это пока секрет?

Девочка:
Смотри, луна зацепилась за колокольню на горизонте и повисла как яблоко. Немного повисит, дозреет и упадёт... Тогда ночь и закончится.
Женщина:
Вот фантазёрка... Яблоко твоё - червивое. Посмотри, сколько пятнышек.
Девочка:
Значит вкусное! Такие яблочки растут в бабдусином саду. Они с виду неказистые - маленькие, жёлтенькие, в пятнышках. А на вкус - медовые".

 


Трубач группы "МАРИВАННА" Александр Глазунов (фото: Борис Тишулин)

 

Параня   4:11

Дуня   5:21

 

 

Глава 5: "Акт 2 - репетиция".



С большим удовольствием провёл некоторое время на репетиции «МАРИВАННЫ». Понравились внимательные, дружеские отношения между участниками группы, дельные разговоры о нюансах инструментовки репетировавшихся песен, и, не в последнюю очередь, угощения, которые ребята привезли из своего первого заграничного вояжа по Узбекистану.



По окончании встречи задал всем один и тот же вопрос (жаль, не было Артёма Прошина, тогда картинка была бы совсем полной):

Что для вас значит участие в подготовке спектакля?

Александр Плужников (гитара): прежде всего, это работа интересная и работа творческая. Работа крупная, повседневности мне и так хватает. Это интересно со всех сторон: и работа в команде, и работа над музыкальным материалом. Это пища для мозга. Я находил плюсы в работе над первым и над вторым проектом, наверняка найду их и в третьем, хотя пока полностью картину не представляю. Идёт интересная работа в команде с интересными людьми.

Михаил Куренков (бас-гитара): однажды, когда я участвовал в обсуждении проекта спектакля, всё свелось к вопросу к Генералову: «Володя, а зачем это тебе всё нужно?» Володя так и не дал ответа на этот вопрос. С этого момента моим смыслом стало узнать, для чего же это нужно ему.

Валерия Синиченкова (вокал): для меня это что-то необычное, а я люблю что-то необычное. Как минимум, такого в Пензе нет: совмещение театра, песни, танца, необычна сама подготовка, идея спектакля, песни наши необычны.

Владимир Генералов (ударные, основатель проекта): для меня это самореализация. Плюс воплощение в жизнь идей, над которыми я размышляю, и желание выразить это в готовом продукте и поразмышлять над этим с другими людьми. Ещё, конечно же, мне хочется оставить память.

 

Сансара (кавер Баста)  4:11  04.09.2020

Ветер (кавер "ДДТ")  5:21  20.07.2020

 

 

 Глава 6: "Рассказывает Владимир Генералов".

 

Несмотря на праздники и вынужденные «каникулы» многих учреждений, группа «МАРИВАННА» продолжает неустанную работу над спектаклем «ПроЧувство». Спустя месяц после визита на репетицию группы, я поинтересовался, а что сегодня? На естественно возникшие вопросы ответил главный идейный вдохновитель и созидатель группы, Владимир Генералов.

 

  1. Что удалось сделать при подготовке спектакля «ПроЧувство» за последний месяц?

За последний месяц велась в основном работа над музыкой к спектаклю. В это понятие входят: песни, танцы и фоновая музыка. Я работал и как композитор и как аранжировщик и как исследователь фольклора и исследователь современной хореографии, конечно если тут уместно слово "исследователь". Почти без перерыва на новогодние праздники шли репетиции группы «МАРИВАННА». Сейчас группа «МАРИВАННА» больше репетирует по группам. Это практика симфонических оркестров ну или вообще больших по составу коллективов. Но мы её применяем уже несколько лет и находим очень продуктивной. Например, перед тем, как собираться на общую репетицию, мы занимаемся отдельно: ритм секция, сольные инструменты, вокал. Потом ритм секция + вокал или вокал + сольные инструменты и т.д. Всегда есть над чем работать. На репетициях, мало того, что мы играем музыку, которая нам нравится, так ещё и ищем прямые и максимально быстрые пути воздействия на зрителя.

Так же за этот месяц определилось, кто будет играть главные роли в спектакле. Но это пока секрет. И видимо эту тайну  мы будем держать вплоть до премьеры (если получится) J. Ещё конечно изменился немного сценарий. И это тоже нормальная практика. Сценарий будет ещё меняться не раз.

Ещё произошло одно знаковое событие за этот месяц. Наконец-то преобразовав все трудности в возможности, мы получили и установили цифровую рабочую станцию Cubase 11 Pro. Она предназначена для записи и сведения различных музыкальных жанров и написания звуковых дорожек в кино. Ну, собственно в этой программе изначально пишется музыка, которую мы потом исполняем. Новый продукт компании Steinberg открывает для меня и для нашей музыки новые возможности. А в наше время изучение современной музыки оставляет шанс быть конкурентоспособными. Под современной музыкой я имею в виду не только поп культуру, но и любые другие жанры. Например, вчера я с интересом послушал альбом Талии Барнетт и потом тут же заглотил Джона Зорна. Кстати Зорна наверное никогда всего не переслушаешь, очень деятельный и по-хорошему плодовитый музыкант. Один из моих любимых. Спасибо Сергею Кондратьеву, что меня познакомил с ним. Вообще это интересно, создавать новое на основе аутентичного.

 

  1. По каким критериям отбирались песни для спектакля?

Никаких рамок мне режиссёр спектакля - концерта «ПроЧувство» Никита Кузин не ставил. Но придерживаясь контекста группы «МАРИВАННА», а это соединение фольклора и современной музыки, я конечно использовал русскую народную песню. Но есть и не имеющие к фольклору никакого отношения музыкальные цитаты. Например, «Desert Rose» Стинга или «Shine On You Crazy Diamond» группы «Pink Floyd». А также будет исполнена мариванистая версия «Закрой за мной дверь»  группы «Кино». Надо заметить, что Цой нам удаётся, это все отмечают, и думаю, Виктор Робертович тоже бы отметил... красным крымским. Ну, вообще Цоя уже можно отнести к русскому фольклору советского периода.

 

  1. Входят ли песни дополнительным смыслом в спектакль или это просто вставные номера, разбавляющие повествование?

Как мы знаем, эта позиция в прошлых двух спектаклях оставляла некоторые вопросы. Поэтому, первое - мы перестраховались и назвали это всё неуклюжим словосочетанием "спектакль - концерт", а второе - да, песни дополнительным смыслом входят. Ничего нет случайного, ни подбора песен, ни музыкальных аранжировок. Даже Sting, «Pink Floyd» и «Кино», не просто так. Остаётся дело за малым, донести всё это до зрителя, максимально заботливо, не проронив по дороге ни единого смысла. Да, кстати, есть музыкальная цитата одной хорошей группы из Пензы – «Питоны 3000».

 

  1. Есть ли в настоящее время необходимость рассказать что-то об этих песнях или назвать их?

Не думаю, что рассказ о песнях это хорошая идея. Пожалуй, перечислю только некоторые из них. Это «Ой, мороз мороз», «Во ку во кузнице», «Напилась я пьяна», «Вьюн над водой», как мы видим основу составляет застольный репертуар. На самом деле эти песни настолько переделаны, что мы сами перестали в них узнавать золотой репертуар Кадышевой Надежды. Собственно к этому и стремились.

Хочется сказать, что мы не ищем лёгких путей, но - интересных. Поясню. Путь создания собственной оригинальной музыки не всегда прост, а в большей степени даже тревожен. Но это, я считаю, достойное и благородное занятие. Нет ничего проще, спеть песню уже известную, уже раскрученную. Мы сами убедились в этом, исполняя некоторое количество каверов. Но пройти полный путь от рождения собственной  музыки до момента, когда она станет полезна людям, это путь для уверенных в себя и приверженных к профессии музыкантов. В Пензе таких можно перечислить по пальцам. И что прикольно, эти люди не являются работниками каких то профессиональных коллективов. Профессиональные коллективы, конечно, ориентированы на то, чтобы человека развлечь, угодить и быть зрителю удобными, чтобы зритель пришёл в следующий раз и в последующий тоже. Как говорил Сугоняк Андрей Валентинович "Люди любят узнавать, а не познавать". А чтобы услышать новую музыку, нужно для этого поработать. Поработать над собой. А это почему то, как то не принято. Бытует мнение, что искусство должно развлекать нас, меня, вас. Чем собственно 90% музыкантов и занимаются. Мне же хочется верить, что наш проект создан, чтобы задавать вопросы, но не давать ответов. Я и наша команда грантового проекта «ПроЧувство», будет счастлива если из зала выйдут люди у которых возникнут вопросы к себе. Зачем я здесь? Что я оставлю этому миру? Люблю ли я? Умею ли я дружить? Жить, дружить, любить, умереть - по настоящему, без масок и лицедейства, на полную катушку. Задуматься об этом сейчас и возможно, что-то изменить для себя и в итоге для мира. Задуматься сейчас, а не за пять минут до того как всё и навсегда. Может, кто-то после нашего спектакля вспомнит и исполнит свою детскую мечту, а кто-то позвонит родному человеку, которому не звонил несколько лет. Для меня лично, этот спектакль это очищение и честный разговор с самим собой.

 

  1. Когда планируется начало полноценных репетиций всех участников спектакля?

Очень скоро будут общие репетиции. Это рабочий процесс. Мы вот думаем, что будем привлекать нашего психолога Ирину Жарову к репетициям. Потому что фиг знает, что может на них произойти ))

 

  1. Какова предполагаемая география показа «ПроЧувство»?

Пенза и Пензенская область, Саранск, Нижний Новгород. Всего одиннадцать показов.

 

Фрагмент репетиции.

 

 

Глава 7. Наш сегодняшний собеседник: постановщик спектакля – концерта Никита Кузин.


1. Кто они – актёры спектакля? Профессиональные ли артисты?

Нет, они не профессиональные актёры. Отвечающих за драматическую составляющую спектакля всего двое: одна из них маленькая девочка, второклассница, вторая – взрослая женщина. Девочка – не актёр в силу возраста, а Светлана – всю жизнь связана со сценой и прекрасно представляет, что это такое. Поэтому нет ощущения, что я трачу много времени на непрофессионалов. Они не актёры по образованию, но актёры по сути.

2. Есть ли что-то подобное вашему синтетическому спектаклю-концерту на современной сцене?

Конечно, есть. Естественно, мы не первые. На мировой сцене есть большое количество спектаклей с привлечением музыкальных коллективов, в том числе рок и фолк-групп. Но в нашем городе такого не было. Это нельзя назвать мюзиклом или даже музыкальным спектаклем, поэтому и возникло название: спектакль – концерт. Музыка и театральная составляющая существуют у нас в разных плоскостях. Они друг друга дополняют, они сочетаются, они друг друга понимают и слышат, притом не взаимодействуют как, например, в мюзикле, когда герой больше не может говорить и начинает петь. Здесь создаётся драматическое состояние, из которого возникает песня, исполняемая группой. У нас совсем нет декораций всё, что можно заполнить визуально, аудиально, пространственно делается за счёт музыки.



3. Правильно ли говорит Владимир Генералов, что в этот раз будет больше соединения между составляющими спектакля?

Да. Если говорить о первом спектакле, то это было попурри на тему любви из мирового репертуара как драматургического, так и литературного. Это были просто сцены про мужчину и женщину. Они и между собой не были единым целым.



4. А сложно ли было объединить нынешние сцены?
Какого-то титанического труда не было, ведь они объединены общей темой. Было сложно подобрать, чтобы они сочетались, ведь их написано великое множество, всё ведь так или иначе – о любви. Было сложно подобрать их так, чтобы один сюжет не принижал другой, в этом была трудность.

 

 

Глава 8.Финишная прямая.

    Финишная прямая, это что? Вот, добрался до самого – самого конца и всё? Наверняка нет. Тут же возникает новая цель, новые планы, новые задачи. И их страсть как хочется воплотить в жизнь, несмотря на всю сложность и трудоёмкость их. А пока вот она «финишная» прямая. Доберёмся до конца непременно!

 



Примерно такая мысль ни с того, ни с сего появилась у меня при посещении вчерашней. сценической (!), репетиции спектакля – концерта «ПроЧувство». Сознаюсь сразу, несмотря на то, что в своё время писал музыку для спектаклей и, конечно, не сиднем сидел на репетициях, это – совсем другая история. То, что я увидел – профессионализм, который я люблю во всех проявлениях. Учёт мельчайших деталей и нюансов поведения на сцене, расстановки участников, их работы со словом. Учат режиссёров этому, что ли? Как они могут держать в голове массу всего этого?
Короче говоря, из всего, что я увидел, вытекает только один смысл: это будет классно! А потому, всех любителей сцены, музыки и танца «МАРИВАННА» и её партнёры приглашают в «Дом офицеров» на уникальное для нашего города событие, спектакль – концерт «ПроЧувство».