Печать
Категория: СОБЫТИЯ
Просмотров: 1416

ВЕСЕННИЕ РИТМЫ-70,

второй Городской фестиваль вокально-инструментальных ансамблей

 

Дата проведения:

01-03 марта 1970

Место проведения:

Пенза. Драмтеатр, ДК им. С.М. Кирова, ДК Дзержинского.

Жанр:

бит-музыка

 

Участники фестиваля (известные):

Награды:

 

    В марте 1970 года руководство Городского молодёжного клуба «Данко», возглавляемое Павлом Зайдфудимом и Юрием Цинговатовым, решило провести второй городской фестиваль – конкурс вокально-инструментальных ансамблей.

Юрий Цинговатов (слева), Павел Зайдфудим (справа).

 

Разумеется, фестиваль должен был стать лучше, чем прошлогодний. По многим критериям, так и получилось. Во-первых, он оказался более представительным: участвовали не только лучшие пензенские ВИА, но и два иногородних, горьковчане и куйбышевцы. Да и  пензенцов оказалось в два с лишним раза больше, чем год назад. Проходил он не в маленьком зальчике областной филармонии, а сразу в трёх известных местах, включая драматический театр. Соответственно, улучшились свет и звук. А ещё – расширился репертуар: исполнялись не только известные шлягеры и патриотические песни, но и – впервые официально – песни Beatles. Были и откровенно забавные моменты: например, при объявлении участников ВИА «КОЧЕВНИКИ» из Художественного училища, руководителя группы Петра Мордовина назвали Петром Кочевниковым. Но ужесточился и надзор за музыкантами и их репертуаром со стороны КГБ. Время «как бы чего не вышло» набирало обороты. А что же думали о такой атмосфере сами музыканты? Кажутся, вполне уместными слова Владимира Рекшана, руководителя Ленинградского ВИА «Санкт-Петербург», которые звучат в его книге «Кайф полный» и под которыми мог бы подписаться любой парень, державший в то время в руках гитару или барабанные палочки:

   «Мы не ставили осознанных целей и не ждали от нашей музыки ничего, что можно было бы исчислить абзацами славы или деньгами. В начале семидесятых рок стал для моего поколения чем-то вроде кузни, где тебя испытывают на прочность и где из тебя не важно что выковывают, но или закаляют, или перекаливают».

 

 

   Вспоминают участники фестиваля, музыканты различных групп:

Владимир «Джексон» Захаров, гитарист ВИА «ИСКАТЕЛИ»:

«ИСКАТЕЛИ» же выступили великолепно. Карл Хваталь, главное действующее лицо «БРИГАНТИНЫ», болел за нас. Говорит: «Я вам хлопал».

 

Юрий Лехин, бас-гитарист ВИА «АЭЛИТА».

   Сам фестиваль «Весенние ритмы-70», проходил в Драмтеатре. На него пригласили два иногородних  коллектива: «Славяне» из Куйбышева и «Бригантина» из Горького - победителей смотров-конкурсов в своих городах.

 

Пригласительный билет на фестиваль. Архив Е.Цимринга.

 

    Первыми на сцену вышли ВИА «Славяне». Перед началом их выступления ведущий программы обратился к руководителю ансамбля с вопросом: «Как вы попали сюда?» Ответ был оригинальным: «Очень просто, партийные руководители предложили нам: во-первых, коротко подстричься, а, во-вторых, подобрать хорошую патриотическую песню, что мы и выполнили. А сейчас, разрешите, мы с неё и начнём». В зале зазвучала всем известная песня «Широка страна моя родная». Это было такое сочетание голосов, такая оригинальная обработка этой песни, что тронула нас до глубины души. Они стали лауреатами нашего фестиваля.

   Теперь о «Бригантине». Это был большой коллектив, в который входили солистки, скрипачи, ритм-группа. Сам руководитель, Карл Хваталь, играл на гитаре «Hofner» (ФРГ), под рукой у него был десятиканальный микшерский пульт иностранного производства, скорее всего, японского, несколько микрофонных стоек. Этот коллектив поразил нас всех своим высоким профессиональным уровнем исполнения музыкальных произведений, широким диапазоном звучания. Они также стали лауреатами нашего фестиваля.

   Наш ансамбль «АЭЛИТА» (руководитель М.Злоцкий) на фоне ведущих коллективов выглядел как бы середнячком, но за счёт чёткой и слаженной игры, за счёт исполнения всех условий смотра-конкурса, жюри высоко оценило наше выступление. Особенно была отмечена песня нашего участника Забродина А. «Неизвестный солдат».  

   Хочется отметить великолепное выступление ВИА «МИРАЖ», его бурное начало и плавный переход от одних композиций к другим, в них пелось о мужской дружбе, любви к Родине, самой жизни. Нам особенно понравилась песня Александра Казакова «Старый замок», которая была исполнена с каким-то пафосом, большой загадкой. Великолепно звучало соло на эл.гитаре руководителя группы Рафаила Губайдуллина. Такими были мои и моих друзей впечатления об этом конкурсе. Все композиции были записаны нами на портативный магнитофон, на катушки с плёнкой прямо через микрофон из зала.

 

Рафаил Губайдуллин, гитарист и вокалист, руководитель ВИА «МИРАЖ»

 

 

 

Фрагмент диалога Владимира Захарова (В.З.) и Ефима Цимринга (Е.Ц., клавишник ВИА «ИСКАТЕЛИ») спустя 24 года.

 

   И в заключение, статья из "Молодого ленинца, посвящённая этом, неординарному для тех времён, событию:

 

 

Пенза-1. Проводы «Бригантины».

 

Аудио:

1. Диксиленд (ВИА «ИСКАТЕЛИ»)

2. Дождь (ВИА «ИСКАТЕЛИ»)

3. Ласковый дождь (ВИА «ИСКАТЕЛИ»)

4. Lady Madonna (ВИА «ИСКАТЕЛИ»)

5. Нет войне (ВИА «ИСКАТЕЛИ»)

6. «Замок» (ВИА «МИРАЖ»)

7. Суки - яки (инстр.) (ВИА «АЭЛИТА")

8. Ой, цветёт калина (ВИА «АЭЛИТА")

9. Неизвестный солдат (ВИА «АЭЛИТА")

 

Фото участников фестиваля:

ВИА «БРИГАНТИНА» (Горький). Карл Хваталь, Виктор Комаров, Александр Зайцев (?).

 

ВИА «АЭЛИТА».  

Юрий Лехин, Александр Забродин, Владимир Фомин, Николай Кузин, Юрий Волков.

 

ВИА «ИСКАТЕЛИ».

Игорь Орлов, Георгий Васильев, Владимир Усейнов, Владимир Захаров, Ефим Цимринг.

 

ВИА «КУРАНТЫ».

Александр Рыжов, Юрий Орионов, Вячеслав Удинский, Юрий Милюков, Юрий Добровольский.

 

Ансамбль Педагогического института (факультет иностранных языков).

 

 

ВИА «МИРАЖ» (1970).

Юрий Стома, Александр Сагай, Рафаил Губайдуллин, Владимир Поздеев, Александр Казаков.

 

 

 

ВИА «ГОРИЗОНТ» (1970,  ДК «Маяк»).

Сверху вниз: Александр Свиридов, Георгий Максимец, Игорь Комаров, Владимир Абдулов, Николай Подгорнов.

 

 

 Ссылки:

  1. Газета «Молодой ленинец». 02.04.1970. «О чём поют гитары».
  2. Газета «Мир людей». 03.11.1994. «Прошло 30 лет. Аккорды не забыли?».
  3. Газета «Пензенская правда». 05.01.1995. «Спасибо газете, что она нас помнит».
  4. Павел Зайдфудим. "РАФ". Пенза, 2017. (Стр. 79-80, 89-90).
  5. Лехин Ю. «Как всё это было». 2019. Глава 9.
  6. Павел Зайдфудим. «Пенза. Клуб «Данко». Прага, 2020. (Стр. 129, 200-201).

 

Фото: архив Ефима Цимринга, Павла Зайдфудима, Юрия Лехина, интернет.

Статья подготовлена Сергеем Бахталиным.